Новости

Китай предлагает спустить Капшагай

Во время визита Нурсултана Назарбаева в Китай правительствами двух стран было подписано Соглашение об охране качества вод трансграничных рек. Однако по-прежнему остается нерешенной главная проблема двухсторонних отношений в этой сфере – вододеление. Казахстанские и международные эксперты считают, что Китай тянет время, чтобы успеть обеспечить водой СУАР на перспективу. Как стало известно «Къ», в ответ на претензии китайская сторона предлагает Казахстану спустить Капшагайское водохранилище и внедрить водосберегающие технологии.

Во время визита Нурсултана Назарбаева в Китай правительствами двух стран было подписано Соглашение об охране качества вод трансграничных рек. Однако по-прежнему остается нерешенной главная проблема двухсторонних отношений в этой сфере – вододеление. Казахстанские и международные эксперты считают, что Китай тянет время, чтобы успеть обеспечить водой СУАР на перспективу. Как стало известно «Къ», в ответ на претензии китайская сторона предлагает Казахстану спустить Капшагайское водохранилище и внедрить водосберегающие технологии.

«Тем не менее подписание Соглашение по качеству вод можно считать в некоторой степени прорывом – теперь казахстанские специалисты получат доступ к информации, имеющейся у китайской стороны, что, как правило, является проблематичным в совместных с Китаем проектах», – считает заместитель директора Института гидрогеологии и геоэкологии им. Ахмедсафина Петр Плеханов. Если разработанный первоначально документ не был выхолощен при согласованиях, как это было не раз, уточняет он.

Текст соглашения отсутствует в публичном доступе, однако «Къ» стало известно, что воды трансграничных рек будут постоянно мониториться казахстанскими и китайскими специалистами на своей стороне границы по 23 составляющим, затем информация будет обобщаться в рамках работы совместной комиссии. По информации Министерства охраны окружающей среды РК (МООС), впервые в Соглашение включены нормы по необходимости предупреждения и ликвидации загрязнения. Пока же, по данным международных экологических организаций, воды, например, Или несут из Китая элементы тяжелых металлов и нефтепродуктов. Содержание меди в 35 раз превышает уровень ПДК, железа – в 6,3 раза, марганца – в 6 и нитритов – в 14 раз.

«Уже на этой неделе МООС РК выставит на тендер работы, которые должна выполнить казахстанская сторона совместно с китайцами по качеству воды», – рассказывает «Къ» ведущий научный сотрудник РГП «Казгидромет», кандидат географических наук Валентина Попова. Рабочая группа Соглашения в сфере использования трансграничных вод, подписанного в сентябре 2001 года, членом которой является Валентина Попова, занимается количественным мониторингом в приграничье под эгидой комитета по водным ресурсам Минсельхоза. Однако, несмотря на почти десятилетие работы совместной комиссии, она до сих пор не пришла к общему мнению по методике водоизмерения, и собранные данные имеют в лучшем случае научный интерес. «Китайцев не устраивает наша методика измерений, они считают, что надо провести дополнительную техническую и научную работу. А пока цифры не утвердит совместная комиссия, мы не можем их обнародовать», – говорит член рабочей группы. Разумеется, без согласия в подходе к водоизмерению невозможно и Соглашение по вододелению – наиболее чувствительному вопросу в водных отношениях двух стран.

Вернее, вопросу, чувствительному для Казахстана, поскольку сток формируется на китайской территории. Казахстан из всех стран ШОС наиболее зависим от урегулирования проблемы трансграничных рек: из 8 водных бассейнов страны 7 – трансграничные, почти половина водных ресурсов формируется за счет неконтролируемого трансграничного стока, причем 20% – в горах Китая. При этом на Китай трудно воздействовать не только напрямую, но и через международные инстанции – страна никогда не была участником таких международных соглашений, как Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997 г.) и Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер.

Двухсторонние казахстанские переговоры ведутся уже 20 лет. Первый посол Казахстана в Китае Мурат Ауэзов вспоминает, что первым документом, который правительство поручило вручить китайской стороне, было предложение о совместном использовании трансграничных рек, прежде всего Или и Иртыша. Китайцы этот документ долго изучали, председатель Госсовета приезжал обсуждать его в Казахстан, а вернувшись в Пекин, заявил прессе, что проблема трансграничных рек решается в пользу Китая. Тут же, по словам Мурата Ауэзова, было дано поручение правительству, в котором говорилось, что когда-нибудь Китай будет вынужден подписать соглашение по рекам, но пока надо успеть зарегулировать все текущие из Китая реки.
В рамках этой программы был построен канал Карамай на Черном Иртыше, который, по различным данным, на 10-20% уменьшил поступление воды по этой реке в Казахстан.

Все опрошенные «Къ» эксперты считают, что Китай намеренно затягивает переговорный процесс с Казахстаном, поскольку в настоящее время там завершается программа социально-экономического развития западных регионов, предусматривающая широкое освоение водных ресурсов в целях развития орошаемого земледелия, животноводства, гидроэнергетики, обеспечение водой нефтяной отрасли, а также быстрорастущего населения Синьцзяна. Проект включает строительство каналов, резервуаров, гидроэлектростанций и иных гидроэнергетических сооружений на Или и Иртыше, на финансирование чего, по данным депутата европарламента Струана Стивенсона, Пекин ежегодно направляет свыше $243 млн. Только на Или и ее притоках осуществляется около 90 различных проектов. Осуществление этой долгосрочной программы, по оценкам различных экспертов, приведет к уменьшению водопотока Или в Казахстане на 40%, что, в свою очередь, превратит Балхаш в Арал – озеро разделится на три отдельных соленых водоема.
«Китайцам спешить некуда, сток формируется на их территории», – прокомментировал «Къ» член комиссии, пожелавший остаться неизвестным, – «аналогичное соглашение с Монголией, откуда текут некоторые китайские реки, они подписали давно». Основное противоречие в позициях Китая и Казахстана заключается в том, что Казахстан настаивает на включение в документ отдельным водопользователем реки Или озеро Балхаш, как особо уязвимую водно-экологическую систему, Китай же считает, что водопользователями следует считать только страны. Казахстан может самостоятельно предотвратить гибель озера, уверяют китайцы. «Они говорят – вы спустите Капшагай и внедрите капельное орошение, тогда на все хватит», – рассказал «Къ» источник.