Китай не прочь поднять целину
Как стало известно «Къ», Китай, несмотря на прошлогодний скандал с пикетами возле Генерального консульства в Алматы, не потерял интереса к сельскохозяйственным землям Казахстана. Правда, теперь соседи решили действовать не через правительство, а через бизнес-структуры и местную власть. При этом китайскую сторону по-прежнему интересуют лишь крупномасштабные проекты.
Как сообщил «Къ» президент китайской консалтинговой компании Huahe International Лю Чуаньу (компания специализируется на выводе китайских компаний на рынки Центральной Азии и центральноазиатских в КНР, а также на контактах бизнеса и правительств), китайская сторона, учтя неудачный опыт осуществления договоренностей на правительственном уровне, намерена действовать теперь иначе – через отраслевые ассоциации и с упором на бизнес-интересы. По его словам, товарное производство сельхозпродукции на территории Казахстана при помощи китайских инвестиций, технологий и сельхозтехники, имеет огромный потенциал, поскольку Китай за последние 30 лет накопил большой опыт в отрасли. Предлагаемая китайцами схема заключается в том, что местная власть предоставляет посевные площади, компания, «не принципиально, китайская или совместная с казахстанской» – семена, технику, технологию и деньги, а фермеры, с которыми заключаются фьючерсные контракты, расплачиваются после сбора урожая продукцией. Возможна также организация переработки и продажи этой агропродукции под единым брендом, как в Казахстане, так и на экспорт, в том числе и в Китай.
«Мы продвигали такой проект в прошлом году, но его сорвали оппозиция и СМИ», – признался Лю Чуаньу и сообщил «Къ», что уже провел успешные переговоры с казахстанской Ассоциацией торговых предприятий, которая выразила интерес к проекту и не против осуществлять его в соседних с Алматы регионах, в частности, в Жамбыльской области. В самой Ассоциации торговых предприятий, которая базируется в Алматы, подробности вчера выяснить не удалось – руководство уехало в командировку в Узбекистан.
В планах Huahe International также переговоры с Ассоциацией сельхозпроизводителей. «Мы хотели бы в этот раз через «народный» канал убедить, что это взаимовыгодное сотрудничество по рыночной схеме двух сопредельных государств», – говорит Лю Чуаньу. На вопрос, участвуют ли в этих планах правительства двух стран, он сообщил «Къ», что «когда все будет готово, мы, как торт, покажем правительству результат действительно хорошего сотрудничества».
Напомним, что в конце 2009 года на заседании Совета иностранных инвесторов президент РК Нурсултан Назарбаев сообщил, что Китай попросил у Казахстана в аренду сельскохозяйственный земельный участок площадью в 1 млн гектар для выращивания сои и рапса. Информация вызвала недовольство в обществе, а руководство Минсельхоза разъяснило, что речь идет не об аренде в чистом виде, а о создании СП, где 51% будет у Казахстана. Однако это не особенно успокоило общественность – интересующая китайскую сторону площадь составляла от 50% до 70% всех поливных земель Казахстана (по разным оценкам, от 1,3 до 2,2 млн га). Оппозиция и национально-патриотические силы накануне визита председателя Госсовета КНР Ху Цзиньтао пикетировали Генконсульство КНР в Алматы, экспертное сообщество и фермеры (во всяком случае, публично) высказывались однозначно «против». Закончилось тем, что в 2010 году казахстанцам предложили забыть о том, что такой проект вообще существовал, а Генеральная прокуратура предупредила всех о персональной ответственности за действия «способных нанести ущерб межнациональному согласию и межгосударственным отношениям, в том числе путем использования СМИ для распространения не соответствующих действительности сведений и клеветнических высказываний».
Но тема ожила вновь после того, как в марте текущего года СМИ распространили письмо экс-зятя президента РК Рахата Алиева, который утверждает, что во время февральского визита (21-23 февраля 2011 года) Нурсултана Назарбаева в Китай было подписано секретное соглашение о передаче Казахстаном Китаю в аренду 1 млн га сельскохозяйственных земель сроком на 99 лет в обмен на определенные политические гарантии. Рахат Алиев в роли собирателя казахстанских земель, выглядит, конечно, противоестественно, однако факт остается фактом – интерес Китая к огромным земельным ресурсам малонаселенного Казахстана с годами только растет, и нет никаких предпосылок для его уменьшения.
Китайскую сторону интересует выращивание таких культур, как хлопок, соя, пшеница, картофель, свекла, однако лишь на больших территориях с различными погодными условиями. «В Кыргызстане, где я работал советником по торгово-экономическим вопросам при посольстве КНР, фермеры были не прочь получить китайских инвесторов, но кто пойдет в маленький, можно сказать, семейный проект? В сельском хозяйстве нужен масштаб, тогда это выгодно и снижает погодные риски», – сказал Лю Чуаньу «Къ».
Глава Huahe International не исключает возможности использования в таких симбиотических сельхозпредприятиях китайской рабочей силы, однако не настаивает на этом: «Оба народа, конечно, трудолюбивы, но если сравнить, китайцы, наверное, быстрее работают. Но будет даже лучше, если рабочая сила будет ваша, потому что перевозка работников из Китая повысит себестоимость». Беспокоит китайских инвесторов лишь возможная политическая нестабильность (после «песчаных революций») и риски, связанные с коррупцией.
Лю Чуаньу говорит, что он не имеет точных данных об уже имеющихся китайско-казахстанских сельскохозяйственных СП на территории РК, но в прошлом году заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами Каналбек Райымбеков сообщал, что имеется два таких СП в Алматинской области («Ак Сункар» и «АС Сакр»), которые арендовали 1 тыс. га сроком на 49 лет.
Что не выгорелоВ опубликованном СМИ в 2010 году черновике первоначального проекта содержались планы по созданию совместной компании Central Asia Agricultural Resources (CAAR). Ее учредителями могли стать China Investment Corporation (CIC, китайский госфонд, совладелец РД КМГ), Jilin Grain Group (зерновая компания провинции Цзилинь), Oriental Patron Financial Group (финансовая компания, зарегистрированная в Гонконге), «международные инвесторы» (не названные в презентации) и три казахстанские социально-предпринимательские корпорации (СПК). CAAR собиралась консолидировать сельхозземли в РК для выращивания сои, рапса, кукурузы и других культур. Предполагалось, что CAAR будет резидентом РК, то есть сможет брать в аренду на длительное время или даже быть собственником земли, а три СПК создадут операционную компанию (ОК). Китайцы намеревались обеспечить 100% инвестиций для проекта и со временем вывести CAAR на Гонконгскую биржу. Возможно, документ был подготовлен китайцами без учета информации от казахстанской стороны. China Investment Corporation (CIC) – китайский аналог ФНБ «Самрук-Казына». Активы CIC – около $300 млрд. Прибыль за 2008 год – $23 млрд. Штат (sic!) – 194 человека.