На этой неделе лондонская газета The Evening Standard опубликовала статью под названием «Does this Kazakh banker know the secret of RBS’s missing billions?» — «Знает ли казахский банкир секрет пропавших миллиардов RBS?».
В материале Тома Харпера рассказывается о лондонской жизни Мухтара Аблязова, прозванного «европейским Берни Мэддофом» и обвиняемого в Казахстане в мошенничестве в особо крупных размерах.
48-летний Аблязов, против которого адвокаты АО «БТА Банк» подали исковое заявление, требуя возмещения
$1,2 млрд, утверждает, что кто-то пытался похитить его сына из школы, а сам он подвергся нападению со стороны неизвестных лиц в машине, которая несколько раз врезалась в его «Мерседес» неподалеку от Хэмпстеда.
Наверное, пишет автор, все это «может вызвать сочувствие к у сторонних наблюдателей». Однако это чувство не может быть долговечным при осознании того факта, что Royal Bank of Scotland потерял около $1,5 млрд, когда Аблязов руководил БТА, пишет Харпер.
После краха АО «БТА Банк» британские пенсионные фонды, от имени которых RBS инвестировал в казахстанский банк, потеряли до 80% своих инвестиций.
Критики RBS, 83% которого принадлежат правительству после вливания в него в 2008 году многомиллиардных фунтов государственной помощи, настаивают на том, что банк должен возбудить дело против банкира.
Даже в случае, если дело БТА против Аблязова завершится успешно, RBS сможет вернуть себе лишь 50% утерянных средств.
«Почему RBS не принимает меры против него? И почему он живет в роскоши, а все деньги были потрачены на одни только его часы?», — приводятся в статье вопросы Майкла Ламуре, представляющего интересы 8500 акционеров RBS, потерявших свои сбережения из-за «недобросовестного менеджмента казахстанского БТА».
В статье упоминается также и бывший руководитель Royal Bank of Scotland Фред Гудвин, главной ошибкой которого было неудачное поглощение активов голландского банка ABN Amro и который ушел в 50 лет на пенсию
с 703 тыс. фунтами стерлингов в год.
В прошлом месяце появилась информация о том, что более 100 руководителей высшего звена положили в свои карманы около 1 млн каждый, несмотря на то, что RBS получил годовой убыток в 1,1 млрд фунтов, пишет автор.
Так, гендиректор Royal Bank of Scotland Group Стивен Хестер получил бонус в размере 7,7 млн фунтов, сообщает источник.
В конце своей статьи автор говорит о том, что мнению некоторых, недовольство «мягким отношением» Британии к Аблязову может угрожать стабильности правительственной коалиции.
«Мы, налогоплательщики, на крючке за 83 пенса каждого фунта, потерянного RBS. Его руководство должно преследовать иностранных миллиардеров также активно, как они преследуют британские предприятия и домовладельцев», — считает представитель министерства финансов, член либерально-демократической партии Великобритании лорд Оукшотт.