Новости

Игры света и тени

Выход чиновников, бизнеса и населения из тени серых схем на свет связан с решением комплекса вопросов налогообложения, борьбы с коррупцией и перелома в психологии общества. О причинах теневой экономики, ее плюсах и минусах, а также о возможных инструментах борьбы с этим явлением в интервью «Къ» рассказал Олжас Худайбергенов, директор Центра макроэкономических исследований.






Выход чиновников, бизнеса и населения из тени серых схем на свет связан с решением комплекса вопросов налогообложения, борьбы с коррупцией и перелома в психологии общества. О причинах теневой экономики, ее плюсах и минусах, а также о возможных инструментах борьбы с этим явлением в интервью «Къ» рассказал Олжас Худайбергенов, директор Центра макроэкономических исследований.


– Какая доля экономики в Казахстане находится в тени?

– Я встречал оценки от 20% до 50% от ВВП, но, думаю, реальная цифра – где-то посередине, то есть около 35%, может быть, чуть больше. Причем общий объем остается примерно на одном уровне, однако внутри по компонентам происходят изменения. Например, по сравнению с 2005 годом серьезно вырос уровень государственных расходов и внешнеторговый оборот, а это два ключевых источника теневой экономики. Но в секторе МСБ в целом доля теневых операций падает, так как введение упрощенного налогового режима позволило выйти в свет большому числу малых и средних компаний.

– Каковы, по Вашему мнению, главные причины существования теневой экономики?

– В первую очередь, это все-таки проблемы эффективного налогообложения, точнее применение правильных схем. Скажем, есть НДС (налог на добавленную стоимость), который является легко рассчитываемым налогом и от которого трудно «уйти», разве что откровенно криминальными, но легко обнаруживаемыми схемами. А есть КПН (корпоративный подоходный налог), который создает массу соблазнов. По моему мнению, его можно заменить налогом с продаж, скажем 5% от оборота, который рассчитывается очень легко. То есть, в идеале надо переходить на налоги, которые легко рассчитываются и которых трудно избежать.

Вторая причина, питающая теневую экономику, – это коррупция. Ведь есть люди, которые помогают уйти от налогов, или, наоборот, чтобы дать кому-то взятку, надо ее как-то обналичить. Учитывая большие масштабы коррупции и огромные суммы черного нала, там широко используются разные теневые схемы.

И третья причина – культура собственников, которые заставляют свои предприятия «чистую прибыль» выплачивать в «чемоданах». Большая часть конечных собственников – или бывшие чиновники или те, кто работает на государственной службе, из-за чего они не могут официально показывать свои доходы.

– Какие очевидные минусы теневой экономики можно отметить? Может быть, есть свои плюсы?

– Главный минус – это коррупция. Если убрать коррупционную ренту, которая примерно сопоставима с уровнем налоговой нагрузки на бизнес, составляющей 20–22%, то это серьезно изменит ситуацию с уплатой налогов, в целом улучшится бизнес-климат. К плюсам теневой экономики можно отнести возможность для населения покупать товары и услуги дешевле. Ведь многие пользуются серыми схемами для растаможивания товаров – так дешевле. Если убрать все серые схемы, цены на импортные товары вырастут в 2–3 раза. Пока нет своего производства каких-то товаров, логично ввести нулевые импортные пошлины на их импорт и по мере их замещения повышать пошлины. Это позволит избежать роста цен.

– Ваше отношение к практике «зарплата в конверте»? Вы готовы декларировать свои доходы уже сегодня?

– «Зарплата в конверте» – следствие разных причин. Порой сами сотрудники просят работодателя платить им основную часть зарплаты «в конверте», предпочитая «пенсионку» и индивидуальный подоходный налог получать наличными. Обычно в этом заинтересованы те работники, у кого маленькие зарплаты, а кое-кто пеняет на пенсионную систему, что все равно эти деньги там обесценятся. Что касается налогов, то здесь, думаю, можно следовать примеру ОАЭ, где нет налогов на доходы граждан, кроме 5% на доходы от сдачи недвижимости в аренду. Конечно, есть риск, что начнут просто обналичивать деньги через зарплату, но если вместо КПН ввести налог с продаж, то тогда в принципе без разницы, что там обналичивают. Вкратце, надо отказаться от ИПН, соцналога, оставив только «пенсионку». Тогда практика выдачи зарплаты в конвертах уйдет в прошлое. Что касается декларирования, то мне, как обычному гражданину, легко это делать раз в год. Но если отказаться от налогов на доходы физлиц по вышеуказанной схеме, то необходимость в декларировании отпадет для всех, кроме госслужащих.