Новости

Министр нефти «добьет» вопрос по ТШО

Казахстанское правительство сможет устанавливать предельные цены на природный газ на внут-реннем рынке, преимущественно – в интересах индустриализации. Но рост цен неизбежен.

Казахстанское правительство сможет устанавливать предельные цены на природный газ на внут-реннем рынке, преимущественно – в интересах индустриализации. Но рост цен неизбежен.

17 мая на заседании правительства министр нефти и газа Сауат Мынбаев представил законопроект «О газе и газо-снабжении», призванный урегулировать движение газа на внутреннем рынке. По его словам, новый закон, в случае принятия, устанавливает четкий приоритет внутреннему рынку в рамках поставок газа. «То есть весь объем газа, сколько его возможно, в соответствии с генеральной схемой газификации, будет поставляться преимущественно на внутренний рынок», – отметил он. Кроме того, правительство получит возможность определять конкретную цену на газ в целях развития особо важных индустриальных проектов. Одним из таких проектов Сауат Мынбаев назвал строительство завода по производству минеральных удобрений.

Министр подчеркнул, что у Казахстана в связи с созданием Единого экономического пространства есть определенные обязательства в области координации ценовой политики по углеводородным ресурсам. О транзите отечественного газа по российской территории Россия и Казахстан не договорились, поэтому он продается по приемлемой для Астаны формуле на границе двух стран. Между тем в соответствующих соглашениях указано, что для Казахстана приоритетом является наполнение газом внутреннего рынка. «Даже если цена газа немного и повысится, она в любом случае будет ниже, чем в России», – пообещал Сауат Мынбаев.

Председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Тимур Кулибаев поставил уверенность главы Министерства нефти и газа (МНГ) под сомнение. Он поддержал рассматриваемый законопроект, однако отметил, что к 2015 году ожидает резкого роста цен на газ в тех регионах страны, где его добывают, в частности, в Атырау, Актау, Уральске и Актобе. «Надо обратить внимание на социальные вопросы в этих городах», – предложил глава госфонда. Премьер-министр Карим Масимов живо отреагировал на предложение Тимура Кулибаева: Умирзаку Шукееву сразу же было дано поручение – провести совещание со всеми заинтересованными сторонами. Вице-премьер отметил, что социальные вопросы уже рассматривались, обсуждается введение адресной социальной помощи для потребителей газа в указанных регионах. Однако его идея о необходимости адаптироваться к рыночным ценам подчеркнула неизбежность их роста.

Еще одним острым вопросом, касающимся газоснабжения, стало обеспечение топливом посевной кампании в зерносеющих регионах. Аким Костанайской области Сергей Кулагин попросил главу правительства посодействовать в поставках газа для техники, подчеркнув, что топлива ждут уже полтора месяца. В ответ Сауат Мынбаев разразился критикой в адрес коллег по государственной службе. Он рассказал, что из 1,5 млн куб. м газа, предназначенных для нужд сельского хозяйства, 800 тыс. куб. м поставляется компанией «Тенгизшевройл» (ТШО). При этом у ТШО нет обязательств по поставкам газа на внутренний рынок – она может экспортировать его на 100%. Тем не менее МНГ на административной и договорной основе смогло договориться с ТШО о 15%-ной скидке от экспортной цены на газ и его поставке на внутренний рынок. Спустя некоторое время Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) подало на компанию в суд за занижение цен, в данный момент идет разбирательство. «ТШО нам говорит – мы пошли вам навстречу, дали скидку, а вы нас по судам таскаете», – напряженно сообщил Сауат Мынбаев. Он предложил коллегам усилить координацию в стратегических вопросах, отказавшись от принципа «лишь бы кого в суд потащить». Министр отметил, что вопрос по ТШО с АРЕМ обсуждается, и пообещал в скором времени его «добить».

В завершение глава правительства еще раз обратил внимание на стратегию энергоэффективной экономики, дав акимам областей поручение проработать этот вопрос на объектах индустриализации. «Иначе получается, что европейская продукция, работающая за $400 за куб. газа, эффективнее нашей, работающей на газе ценой в $4 за куб», – отметил Карим Масимов.