В конце этого месяца англо-голландская Royal Dutch Shell закрывает офис в каспийском регионе, фактически заморозив проект стоимостью $50 млрд как минимум на 2 года, пишет британская газета The Telegraph.
За последние несколько недель сотрудники Shell Development Kashagan (SDK) – подразделения Shell, отвечающего за разработку концепции второй фазы проекта Кашаган в казахстанском секторе Каспийского моря – были сокращены или переведены в другие структуры, поскольку 30 мая 2011 года офисы будут закрыты.
Этот шаг обусловлен решением правительства Казахстана отклонить низкозатратную концепцию ключевой (второй) фазы освоения нефтегазового месторождения Кашаган на казахстанском шельфе Каспия, где уровень добычи нефти, как ожидается, превысит 1 млн баррелей в сутки.
Кроме того, данное решение связано с предупреждением премьер-министра РК Карима Масимова о том, что, если разногласия по стоимости не будут преодолены, проект не будет развиваться дальше. «Это – вопрос о стоимости», – сказал он в интервью Financial Times.
Управляющей компанией по разработке является North Caspian Operating Company (NCOC), и именно по ее поручению Shell закрывает свою компанию Shell Development.
Компания SDK занималась разработкой концепции второй фазы проекта Кашаган, и ее закрытие означает, что NCOC убежден в том, что начало проекта будет отложено, как минимум, на два года.
Это может повлечь за собой перенос добычи на следующую декаду, что сделает невозможным для Shell и ее партнеров получение приемлемой прибыли до срока окончания действия контракта в 2037 году.
Запасы месторождения Кашаган составляют 9–13 млрд баррелей. Но это также и одно из самых сложных месторождений в мире. Так, во время работы итальянской ENI в качестве оператора по проекту Кашаган, затраты были увеличены до $136 млрд, что делает этот проект одним из самых дорогостоящих производственных проектов во всем мире.
В конце минувшего года сотрудники Shell, ответственные за разработку новых альтернативных моделей, которые предусматривают сокращение издержек с $68 млрд до $50 млрд, представили упрощенный проект министерству нефти и газа Казахстана.
Однако в январе этого года министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев отказал в утверждении концепции второго этапа освоения Кашагана – из-за ее неэффективности. 14 февраля NCOC отдал распоряжение свернуть работы по второй фазе освоения каспийского месторождения Кашаган.
Согласно докладу консультантов нефтяной промышленности Wood Mackenzie, решение об этом было подтверждено в апреле. Головной офис Shell Development Kashagan в Нидерландах также будет закрыт, а все сотрудники к 30 июня будут перемещены в другие структуры.
Команда, которая разработала план по сокращению стоимости Кашагана, будет корректировать низкозатратную концепцию и снова представит ее в министерстве нефти и газа РК во второй половине года.
В докладе Wood Mackenzie отмечается, что задержка в два года принесет правительству Казахстана дополнительно $400 млн доходов в год сразу после запуска проекта в 2013 году (по 2017), и, если будет одобрено последовательное развитие, то дополнительная прибыль дойдет до $600 млн.
Однако, подчеркивают аналитики Wood Mackenzie, в конечном итоге правительство Казахстана заплатит за задержку более высокую цену. По их оценкам, задержка в два года сократит $8,5 млрд из $79,8 чистой стоимости проекта для правительства, и только $5,2 млрд от $ 70,7 млрд – чистой стоимости – для Shell и ее партнеров.
Задержка также сделает маловероятным то, что пик добычи на месторождении сможет достичь запланированных объемов на уровне 1,5 млн баррелей нефти в сутки.
Ранее предполагалось, что на первом этапе добыча на месторождении Кашаган будет составлять 370 тыс. баррелей нефти в сутки, а во второй фазе освоения проекта объемы добычи должны были превысить 1 млн баррелей в сутки.