Новости

Каждому миллиардеру – по банку

Для казахстанских банкиров private banking – достаточно перспективный и интересный продукт, однако, несмотря на его популярность «за бугром», у нас он пока большого развития не получил. То ли хорошие клиенты не особо верят в отечественный приват-банкинг, то ли у каждого из них есть свой собственный банк, то ли кризис «убил» этот так и не зародившийся банковский продукт.

Для казахстанских банкиров private banking – достаточно перспективный и интересный продукт, однако, несмотря на его популярность «за бугром», у нас он пока большого развития не получил. То ли хорошие клиенты не особо верят в отечественный приват-банкинг, то ли у каждого из них есть свой собственный банк, то ли кризис «убил» этот так и не зародившийся банковский продукт.

Как рассказал «Къ» первый заместитель председателя правления АО «Евразийский банк» Заин Маджидулла, «финансовый кризис незначительно сказался на обслуживании VIP-клиентов и банковском обслуживании состоятельных клиентов в Казахстане, депозитная база в целом не выросла, но имело место повышение качества. Поэтому банки, более всего пострадавшие от кризиса, проиграли таким банкам, которые не испытывали проблем, связанных с внешними займами. При выборе банка состоятельные частные лица в основном смотрят на качество, надежность и финансовую стабильность».

В России, к примеру, благодаря такой услуге можно купить колье какой-нибудь поп-диве или заказать собственную яхту для путешествия. Наш же приват-банкинг ограничивается услугами по распоряжению инвестиционным портфелем.
Заин Маджидулла считает, что «в Казахстане существует в больших масштабах банковское обслуживание состоятельных лиц из-за большого количества полезных ископаемых, развитых горнодобывающего и сельскохозяйственного секторов, которые были приватизированы, тем самым позволив частным предпринимателям получать выгоду от высоких цен на товары и нефть».

Под private banking казахстанцы понимают больше VIP banking или предоставление стандартных банковских услуг, но в более теплой, дружелюбной атмосфере. Порой сами менеджеры банков путают эти два принципиально разных направления и не могут объяснить, чем же они все-таки отличаются.
«Некоторые банки имеют отделения и/или департаменты, которые работают с VIP-клиентами. Однако определенно существует необходимость в услугах высокого качества. После финансового кризиса сегмент владельцев крупного частного капитала начал уделять особое внимание уровню финансовых навыков, управления рисками и прозрачности своих банкиров. Клиенты хотят получать профессиональный совет от своего банка, а не просто покупать стандартный продукт. Мы полагаем, что в будущем это будет привлекательным для банков, и они будут развивать свою депозитную базу в Казахстане», – добавил г-н Заин Маджидулла.

Хотя большинство казахстанских финансовых институтов неоднократно заявляли о внедрении приват-банкинга, «пиарить» этот продут они не спешат. И больше всего желающих продвигать этот продукт было в докризисное время.
«Казкоммерцбанк» ранее сообщал, что клиенты направления private banking будут получать консультации по вопросам приобретения недвижимости и строительства, даже за рубежом, с предоставлением юридической экспертизы. Банк также оценит возможность открытия и ведения бизнеса за границей.

«АТФБанк» в конце 2009 года проинформировал, что в банке внедрен private banking (совместно с Schoellerbank AG, тоже членом группы UniCredit), предусматривающий разработку нестандартных персональных решений по сохранению, эффективному использованию и приумножению капитала, обеспечивающий наиболее комфортные и доверительные условия обслуживания на принципах конфиденциальности и сервиса высокого класса.
Но на практике оказалось, что из традиционного private banking, который очень развит в странах Европы, у нас заимствована лишь частица. Но, в целом, считают банкиры, в Казахстане сейчас есть много предпосылок для развития private banking – это растущее благосостояние отдельных граждан страны и развитие банковской системы в целом.