Цены на алмазы начали притормаживать. За май цены на алмазы выросли на 3%, а за первые четыре месяца – на 14,3%. Однако спрос все еще превышает предложение.
Как правило, деловая активность на алмазном рынке к началу лета традиционно спадает. Но то, что цены на алмазы растут, остается бесспорным фактом. Diamond Trading Company (DTC) сообщает, что в мае рост цен составил около 3%, и лишь на некоторые алмазы индийского производства рост оценивается двузначными величинами.
Клиенты Diamdel отмечают, что «цены на товар качества, близкого к ювелирному, стабилизируются по сравнению с недавними высокими уровнями». Признаки стабилизации можно найти даже в итогах сайта DTC. В апреле компания торги не проводила, то есть нынешняя динамика роста – это динамика за два месяца. А рост на 3% в течение 60 дней – это значительно медленнее тех темпов, которые рынок показывал в первые месяцы года. И даже подорожание мелкого сырья на 10% в месяц – это совсем не те 25%, которые DTC демонстрировала раньше. До снижения еще далеко, но рост однозначно начинает замедляться.
Diamdel, продающая боксы De Beers на вторичном рынке, на майском аукционе реализовала все выставленные лоты и отмечает рост цен на индийское сырье, а также на камни массой более двух каратов. Динамику роста в процентах никто не раскрывает, но вряд ли картина сильно отличается от той, что была у DTC.
Тенденцию замедления роста цен чувствуют и подтверждают сами представители компаний. Например, Petra Diamonds заявила о том, что ожидает ценовой коррекции в ближайшие месяцы.
Объективных причин для роста цен на алмазы сейчас немного. Объемы производства бриллиантов (которое де факто является единственной «промышленной» отраслью потребления) сейчас значительно отстают от объемов добываемого сырья. Продавцы бриллиантов, с одной стороны, отмечают растущий спрос – все-таки последствия кризиса постепенно преодолеваются, и все больше людей может позволить себе предметы роскоши. С другой стороны, если исходить из нынешних цен на алмазы, производство и продажа бриллиантов дают нулевую отдачу. В прибыли сейчас остаются только производители и продавцы ограненных камней из сырья, купленного этой зимой. Но зимние запасы скоро кончатся.
Пока рост цен был значительный, сайтхолдеры не жаловались, поскольку в последние несколько месяцев уже успели сделать хорошие деньги. «Мы теперь продаем товары, которые купили в январе, и знаем, что результаты будут положительными», – поясняет один из сайтхолдеров, ссылаясь на высокие показатели бриллиантов с начала года. В среднем цены на сертифицированные бриллианты на RapNet – Rapaport Diamond Trading – выросли на 14,3% в первые четыре месяца 2011 года.
Таким образом, дефицит сырья на рынке, о котором заявляют его участники, происходит исключительно из-за несоответствия желаемого объема спекулятивных запасов объему реальному. Но проблема в том, что объем мирового производства сырья тоже не стоит на месте – по ожиданиям, вскоре он может серьезно увеличиться.
I квартал для большинства производителей был не самым удачным: все западные компании столкнулись с природными факторами, из-за которых производство снизилось по сравнению с IV кварталом прошлого года. Но, например АЛРОСА, за тот же I квартал увеличила добычу на 16% – до 10 млн каратов. При поддержании тех же объемов производства российский монополист вполне может обеспечить годовую добычу на уровне свыше 35 млн каратов, что улучшит прошлогодний показатель. А, учитывая опубликованные данные о запасах, при сохранении текущего уровня добычи рудной базы АЛРОСЕ хватит еще лет на сорок. До 2018 года АЛРОСА рассчитывает поставить на баланс еще дополнительно 100 млн каратов. Таким образом, сорок лет доказанных запасов увеличиваются прогнозируемыми темпами, и довольно существенно. Учитывая, что АЛРОСА – это треть мирового объема производства, рост добычи в России уже способен нивелировать рост спроса на сырье.
Не менее амбициозные планы по наращиванию добычи и у De Beers: до 38 млн каратов в текущем году. На фоне существенного роста добычи обоих «гигантов», в сущности, даже не столь важно, что будет происходить с добычей остальных компаний. Но, по большому счету, у всех заметных участников рынка в планах значится только рост.
По данным De Beers, Китай обогнал Японию, став вторым крупнейшим потребителем бриллиантов (после США). Спрос на бриллианты в Индии подскочил в прошлом году на 31%, спрос в Китае вырос на 25%, а американский потребительский рынок расширился на 7%.
Цены на алмазное сырье бьют рекорды, однако цены на бриллианты остаются ниже рекордного значения, зафиксированного в 1979 году, согласно данным PolishedPrices.com. Тем не менее, Bloomberg сообщает, что цены на бриллианты превысили докризисные значения. На протяжении ближайших 2–3 лет цены на алмазное сырье могут увеличиваться на 15–20% ежегодно, поскольку предложение отстает от растущего спроса на сырье.
Понятно, что спекулятивный спрос не имеет объективных границ роста. Пока цены повышаются, участники рынка могут накапливать и перепродавать сырье до бесконечности. Но увеличение предложения так или иначе должно повлиять на этот процесс и немного «охладить» рынок. Возможно, сейчас обнажились лишь первые признаки.
Динамика ценАмплитуда цен на разные категории камней хорошо отражает особенности спроса. Традиционно наиболее высока амплитуда цен на товар лучших характеристик – группа Fine всех весовых категорий, а минимальная свойственна товару худших качественных характеристик – Mixed, вне зависимости от весовой категории.