Эффект ТС: итоги года

Опубликовано
Через две недели Казахстан войдет в Единое экономическое пространства (ЕЭП) с Россией и Беларусью и исполнится ровно год, как страна живет в условиях Таможенного союза (ТС). Пока не сбылись как катастрофический (предрекаемый в основном МСБ и частью крупного национального бизнеса), так и сверхоптимистичный (презентованный властями) прогнозы. О фактических итогах работы первого этапа интеграции «Къ» рассказал генеральный директор АО «Центр развития торговой политики» Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Руслан Султанов.

Через две недели Казахстан войдет в Единое экономическое пространства (ЕЭП) с Россией и Беларусью и исполнится ровно год, как страна живет в условиях Таможенного союза (ТС). Пока не сбылись как катастрофический (предрекаемый в основном МСБ и частью крупного национального бизнеса), так и сверхоптимистичный (презентованный властями) прогнозы. О фактических итогах работы первого этапа интеграции «Къ» рассказал генеральный директор АО «Центр развития торговой политики» Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Руслан Султанов.

– Руслан Серикович, правительство, агитируя за ТС, говорило про рынок в 170 млн человек, на который выйдет казахстанский бизнес и в связи с которым в страну придет международное производство. Каковы реальные тренды?

– Тут надо учитывать, что многое зависит от деятельности самих экономических субъектов, от конкурентоспособности производимой ими продукции. Таможенный союз, как любое другое региональное объединение, дает только возможность для развития производства и привлечения новых инвестиций.
Что касается ситуации на сегодняшний день, то опасения по поводу падения, например, объемов внешней торговли не подтвердились. В 2010 году объем внешней торговли (по сравнению с 2009 годом) вырос на 26,6%, и составил $90,7 млрд.
Правда, столь значительный рост связан преимущественно с увеличением объемов экспорта сырьевых товаров (доля которых в структуре казахстанского экспорта занимает порядка 82,4%) на 38,5%, до $59,8 млрд. Физические объемы вывозимого минерального топлива выросли на 39,1%, а черных и цветных металлов (медь, цинк, алюминий, свинец) – в среднем, на 65,4%.
Импорт вырос не столь значительно – на 8,5% ($30,8 млрд), в основном за счет поставок минерального топлива, фармпродукции, пластмассы, промышленной и бытовой техники (в среднем, на 35,1%).

– А что с подъемом собственного производства, который должен был произойти за счет повышения импортных пошлин?

– Сдвиги действительно есть – изменения во внешнеторговой политике в сочетании с мерами по развитию казахстанской промышленности повлияли на увеличение объема отечественного производства по некоторым видам несырьевой продукции, что в ряде случаев дало эффект импортозамещения либо рост экспортных поставок.
Например, по продукции горно-металлургической промышленности в связи с повышением уровней ставок импортных таможенных пошлин с 5 до 15–20% увеличились объемы производства стальных труб большого и малого диаметров – почти на 88 тонн или на 106,7%. В результате, доля импорта во внутреннем потреблении сократилась с 93,3 до 76,0%, а объемы экспорта выросли на 29 тонн (на 22,5%) за счет увеличения физических объемов поставок в Россию на 186,5%. Тем самым, Россия стала основным потребителем казахстанских стальных труб (24,3% удельного веса или 66 042,4 тонн).
Кроме того, в 2010 году наблюдался рост производства электрических свинцово-кислотных аккумуляторов на 73,7% (импортные пошлины были повышены с 5–10 до 15%). Их экспорт вырос на 13,2%, тоже, в основном, за счет роста поставок в Россию. Но особенно важно, что доля импорта во внутреннем потреблении этих аккумуляторов сократилась с почти 67 до 46,7%.
Производство пластмассовых труб, трубок и шлангов выросло почти на 40% (общий объем в 2010 году – 76 тыс. тонн, пошлины повышены с 5 до 10%). В результате импорт (преимущественно из Турции) сократился на 42,2%, а доля импорта во внутреннем потреблении снизилась с 49,5 до 27,9%.

– Что происходит с рынком бытовой техники, на которую тоже существенно повысились импортные пошлины?

– Высказывалось много опасений, что у нас теперь практически исчезнет с рынка вся бытовая техника. Например, ставки пошлин на холодильники были увеличены с 0% до 20%. Однако импорт данной продукции увеличился на 6,6% (основные поставщики: Россия – 49,1% и Китай – 24,4%).
На видеоаппаратуру и видеокамеры пошлины повысились с 0% до 10%, однако импорт вырос на 36,2%, при этом из Китая – на 40,5% (на Китай приходится 81,8% общего объема импорта этой продукции).
На бытовые стиральные машины ставки были повышены в среднем на 5–10% – импорт вырос почти на 35% за счет роста поставок из Китая (на 47,4%) и России (на 47,6%).
В Казахстане существует собственное производство стиральных машин. В 2008 году доля отечественной продукции составляла около 21%, при этом часть произведенного (около 17%) вывозилась на экспорт. В 2010 году произошло значительное сокращение экспорта, а доля на внутреннем рынке увеличилась на 2%.

– Это то, что выросло. Есть ли отрасли и виды продукции, по которым производство упало в связи с ТС?

– Таких тенденций мы не видим. Потому, что все те товары, которые в нашей стране производятся, были защищены – в первую очередь от импорта из стран дальнего зарубежья. А те товары, по которым мы раньше конкурировали с российско-белорусской продукцией, и раньше ввозились к нам беспошлинно – в рамках действующей зоны свободной торговли со странами СНГ.
Однако появились факты снижения объема отечественной продукции на внутреннем рынке – ввиду увеличения экспорта. Так, казахстанские производители телевизоров провели активную политику по освоению внешних рынков, в первую очередь – российского. В результате экспорт увеличился на 58 тыс. штук (на 94,9%), а поставки в Россию – на 96,2%. При этом производство телевизоров выросло только на 22,7% (352 тыс. штук), а импорт увеличился на 37,1%. В результате снизилась доля отечественной продукции на рынке страны и доля импорта во внутреннем потреблении выросла с 62,1 до 68,6%.

– Но цены, надо полагать, выросли?
– Давайте, здесь отвечу так. Если рассматривать продовольственные товары, то значительная доля импорта из стран дальнего зарубежья наблюдается по чаю (87%), мясу птицы (84%) и рису (29%). В этой линейке повышение импортных пошлин могло повлиять на конечную цену. При этом хочу заметить, что в результате введения тарифных квот на импортируемую птицу собственное производство в республике выросло на 32%.
По остальным товарам у нас рынок либо полностью насыщается отечественной продукцией (например, морковь, лук, картофель, говядина, баранина, мука, хлеб) и импорт не превышает 10%, либо продукция ввозится из стран ближнего зарубежья (например, крупы, творог, соль, молоко, свекла, масло подсолнечное, сахар), с которыми, как я уже говорил, у нас зона свободной торговли. Здесь основной причиной роста цен является не повышение пошлин, а повышение отпускной цены у изготовителя. Плюс сезонный фактор.
Также определенное влияние оказало открытие границ между Казахстаном и Россией. Более высокие цены в приграничных с Казахстаном российских областях привлекают казахстанских производителей, и они начали вывозить свои товары. Естественно, в крат-косрочной перспективе это дает повышение цен в Казахстане. Однако в долгосрочной перспективе имеет положительный эффект, так как появляются новые возможности для расширения производства в нашей стране. В связи с этим следует уделить особое внимание развитию сектора пищевой промышленности.

– И все же, складывается впечатление, что пока крупных макроэкономических выгод и возрождения полноценного внутреннего производства Казахстан не получил.

– Изменения в лучшую сторону произойдут. Нужно время. Создание ТС дает отечественным товаропроизводителям потенциальную возможность развития, но ее надо максимально использовать в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В то же время формирование Таможенного союза сопряжено с определенными рисками. Например, необходимо, чтобы участие в ТС не препятствовало получению новых технологий, не привело к снижению новаторства и конкуренции, ограничению производственных цепочек рамками продукции наших стран.
Поэтому надо проводить активную работу по привлечению иностранных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности и повышению эффективности функционирующих производств. Это не противоречит налаживанию производств, основанных на кооперации производителей стран Таможенного союза.

Читайте также