Сенат сказал «нет»

Опубликовано
Верхняя палата парламента запретила военное участие Казахстана в антитеррористической операции в Афганистане. Нестабильность и угроза терактов может негативно отразиться на инвестиционном климате страны.

Верхняя палата парламента запретила военное участие Казахстана в антитеррористической операции в Афганистане. Нестабильность и угроза терактов может негативно отразиться на инвестиционном климате страны.

Экс-министр обороны, а ныне сенатор Мухтар Алтынбаев, выступавший содокладчиком по рассматриваемому законопроекту от Комитета сената по международным отношениям, обороне и безопасности, предложил отклонить его, и вернуть в мажилис. «Согласно Конституции, окончательно решение может быть принято на совместном заседании палат парламента», – отметил он. Кстати сказать, ближайшее совместное заседание пройдет уже 20 июня. Мухтара Алтынбаева поддержали коллеги – сенатор Светлана Джалмагамбетова призвала не портить репутацию Казахстана как миролюбивого государства. Депутат верхней палаты Тасбай Симамбаев подчеркнул, что отказ от отправки военных в Афганистан является выражением общественного мнения, и призвал ориентироваться на «чаяния казахстанцев».

Поддались ли казахстанские сенаторы талибскому шантажу, или разумно продолжили политику военного нейтралитета – неизвестно. Важно одно – угроза террористических актов, равно как и сами террористические акты, негативно влияют на бизнес-климат в любой стране. В первой экономике мира – американской, не подозревавшей о готовящемся нападении, после террористической атаки 11 сентября 2001 года объемы розничной торговли снизились на 2%, промышленное производство – на 1%, 1,8 млн человек потеряли работу. Пошатнулось состояние нескольких отраслей экономики, в том числе в самолетостроении, на фондовой бирже, в сфере туризма. Общие потери превысили $100 млрд. С такими же проблемами сталкиваются и другие страны мира: после теракта на острове Бали индонезийская экономика теряла по $2 млн в сутки, «страна басков» в Испании развивается на 10% медленнее других регионов королевства из-за постоянной террористической угрозы и нежелания инвесторов работать в регионе.

Террористическая угроза, как правило, приводит к удвоению ставок со стороны международных финансовых корпораций при кредитовании местных банков. По подсчетам экспертов, в периоды усиления террористической активности Израиль теряет по 2–3% ВВП ежегодно.
Напомним, 9 июня на пленарном заседании верхняя палата парламента рассматривала законопроект об отправке четырех казахстанских офицеров в Афганистан, в ведение верховного главнокомандующего силами НАТО, одобренный мажилисом. На фоне широкого резонанса в обществе, учитывая последние «бытовые» взрывы в двух казахстанских городах, сенаторы проявили серьезное усердие при анализе законопроекта.

История с отправкой казахстанских военных в Афганистан за несколько недель превратилась в политическую интригу республиканского масштаба. 18 мая мажилис одобрил ратификацию соглашения с НАТО об участии Казахстана в международной коалиции в Афганистане. Спустя несколько дней афганское движение Талибан предупредило Казахстан о том, что отправка войск не соответствует интересам республики, и может принести серьезные последствия. Совпадение или нет, но в это время в Актобе, в здании местного КНБ, прогремел взрыв, который правоохранительные органы сначала отказались классифицировать как террористический акт, а затем завели уголовное дело именно по статье «Терроризм».
Между тем казахстанское внешнеполитическое ведомство дало разъяснение: в Афганистан планируется отправить четырех штабных офицеров, которые не будут участвовать в военных операциях, и едут лишь набираться опыта. В международную коалицию в Афганистане входят 47 государств, 6 из которых – исламские, напомнил представитель Министерства иностранных дел. Через два дня происходит второй взрыв, на этот раз в столице Казахстана, рядом с городским департаментом КНБ. И в этот раз спецслужбы отрицают террористический характер инцидента.
Временный поверенный в делах США в Казахстане Джон Ордвей призывает Казахстан принять участие в военной операции в Афганистане, отмечая необходимость опыта военного участия, что, по его словам, улучшит сотрудничество республики с другими странами коалиции. Он утешает казахстанских граждан тем, что, по его мнению, их страна в любом случае находится в большой опасности перед лицом терроризма и религиозного экстремизма, чем даже США. Чем смогут помочь четыре казахстанских офицера десяткам тыс. натовских военных в Афганистане, бывший посол США в РК не объяснил. Тем временем, американский президент Барак Обама заявил о победе коалиции и намерении вывести войска в течение трех ближайших лет. «Настало время самим афганцам взять ответственность за свою страну», – сказал он в интервью американским телеканалам. «Поддержал» казахстанских военных и специальный представитель президента России по делам Шанхайской организации сотрудничества Леонид Моисеев, подчеркнувший, что страны ШОС несут самостоятельную ответственность за действия внутри Афганистана. По его словам, пять стран – членов ШОС принимали участие в десятилетней войне на территории этой страны, что является преградой для нынешнего военного участия.

Влияние террористических актов на экономикуВ начале 2001 года пессимистично о будущем американской экономики высказывались 13% опрошенных компанией BlueChipsEconomicIndicators экспертов. После террористических актов 11 сентября количество пессимистов в экспертном сообществе выросло до 82%.

Читайте также