Air Astana взялась за аэропорты
Из-за плохого качества взлетно-посадочной полосы нацавиаперевозчик намерен прекратить полеты в Уральск. Для решения проблемы развития аэропортов в масштабе страны руководство авиакомпании Air Astana предлагает передать аэропорты Казахстана в госфонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
В пятницу Air Astana сообщила, что прекращает выполнение рейсов в Уральск – из-за плохого состояния взлетно-посадочной полосы (ВПП) в аэропорту этого города.
«К сожалению, по причинам безопасности полетов мы будем вынуждены прекратить выполнение рейсов в этот аэропорт начиная с 30 июня этого года», – заявил тогда президент авиакомпании Питер Фостер.
По словам П. Фостера, несколько исследований, проводившихся международными экспертами в течение последних трех лет, показали, что ВПП в аэропорту Уральска достигла износа и требует полной реконструкции. Первый из таких отчетов был составлен еще в 2009 году.
Тогда, по словам главы Air Astana, авиакомпания согласилась продолжить выполнение рейсов в этот аэропорт «…с ограничениями, при условии, что после каждых посадки и взлета будет проводиться инспекция полосы». Однако сейчас ВПП аэропорта Уральска представляет серьезную угрозу безопасности пассажиров, подчеркнул П. Фостер.
Тем не менее, уже в среду Питер Фостер заявил, что шанс у уральского аэропорта все же остается, если последний даст разрешение на ежедневный мониторинг ВПП.
Согласно информации Air Astana, в феврале 2011 года авторитетная британская консалтинговая и инжиниринговая компания Mott MacDonald в своем отчете об исследовании ВПП аэропорта Уральска сделала заключение, что для эксплуатации реактивных воздушных судов данная ВПП непригодна. Указанный отчет был подготовлен после решения КГА РК, принятого в сентябре 2010 года и требовавшего «…ввести жесткие ограничения по взлетно-посадочной массе для воздушных судов западного производства, выполняющих полеты в аэропорт Уральска в связи с неудовлетворительным состоянием ВПП».
После консультаций с экспертами Mott MacDonald было принято решение о возможности продолжения выполнения полетов в Уральск – при условии проведения авиакомпанией ежедневного мониторинга состояния ВПП до и после каждого полета, как временной меры, принятой в целях обеспечения выполнения полетов Air Astana на допустимом уровне безопасности до завершения реконструкции полосы.
4 мая 2011 года Air Astana запросила от аэропорта Уральска разрешение на введение программы мониторинга ВПП с июня 2011 года. 3 июня 2011 года авиакомпания получила от руководства аэропорта ответ, в котором говорится, что «создание перевозчиком каких-либо программ по мониторингу ВПП является нецелесообразным и излишним». В тот же день Air Astana отправила в адрес руководства аэропорта Уральска повторный запрос с просьбой разрешить мониторинг состояния ВПП – в рамках сотрудничества в области обеспечения безопасности полетов.
Помимо этого, 20 июня 2011 года руководство КГА в радиограмме, направленной аэропорту Уральска, также подчеркнуло необходимость внедрения программы, включающей проведение ежедневного мониторинга состояния ВПП аэропорта Уральска – в целях выполнения полетов в этот город на допустимом уровне безопасности, и потребовало до 21 июня текущего года проинформировать КГА о принятых мерах.
Питер Фостер отмечает: «В связи с вышеизложенным, авиа-компания оставляет за собой право прекратить полеты реактивными самолетами в Уральск – в случае неполучения разрешения аэропорта на внедрение программы ежедневного мониторинга ВПП».
Предложение «Самрук-Казыне»По мнению Air Astana, аэропорты Казахстана должны стать частью фонда «Самрук-Казына». В этих целях должна быть рассмотрена возможность создания холдинга по стратегическому развитию и управлению аэропортами. Такой шаг позволит гражданской авиации Казахстана «…расти и развиваться в соответствии с нуждами государства и потребностями населения». В качестве примера П. Фостер упомянул об аэропортах в Москве, Дубаи, Тбилиси и Бангкоке. «Очевидно, что во всех этих случаях аэропорты рассматривались как стратегические активы, так же, как авиакомпании, нефтепроводы, железные дороги и телекоммуникационные комплексы», – отметил он.