Инвестиции

ENRC могут лишить престижа

По мнению ряда изданий и аналитиков, ENRC находится в управленческом кризисе. Результатом этого может стать исключение акций компании из ведущего индекса Лондонской биржи.

По мнению ряда изданий и аналитиков, ENRC находится в управленческом кризисе. Результатом этого может стать исключение акций компании из ведущего индекса Лондонской биржи.

Прошлая неделя ознаменовалась публикациями ряда британских изданий, таких как Financial Times, The Telegraph и английский сайт This is Money о проблемах в правлении компании ENRC. This is Money принял очень жесткую позицию к евразийской корпорации: «…Казахстанская группа Eurasian Natural Resources Corporation не должна присутствовать в престижном списке FTSE100».

По сведениям электронного издания, многие авторитетные инвестиционные бизнес-структуры заявили, что не будут приобретать акции ENRC, либо уже продали их – в том числе такие фирмы, как Standard Life (крупнейшая страховая компания Шотландии. – прим. «Къ»).
The Telegraph сообщала, что в свое время компания была включена в листинг биржи с нарушением общего правила, действующего на London Stock Exchange, согласно которому котирующиеся компании должны предоставить минимум 25% акций для свободного обращения. Выход на Лондонскую биржу ENRC, которой было позволено выделить только 18% акций, лоббировали инвестиционно-банковские гиганты – Morgan Stanley и Deutsche Bank. Но сегодня положение компании пошатнулось.

Один из банкиров, принимавший участие в размещении акций холдинга на Лондонской фондовой бирже, заявил, что «директора знали еще в 2009 году, что они работали в недееспособном совете». Судя по всему, в этом месяце все начало выходить наружу. С 8 по 10 июня сразу четыре человека покинули совет директоров. Согласно официальной версии, двое из них ушли «из-за споров, касающихся корпоративного управления в группе». Похоже, что речь идет о независимых директорах Ричарде Сайксе и Кене Олисе. Из совета директоров вышел и глава Комитета государственного имущества и приватизации Минфина Казахстана Эдуард Утепов. Одновременно правительство Казахстана уменьшило свою долю в ENRC с 19,4 до 11,7%. Четырнадцатого июня свой пост неожиданно для общественности покинул и юридический советник холдинга Рандал Баркер.
Ричард Сайкс, как пишет The Telegraph, назвал разрешение на листинг «ошибкой», после чего Управление финансовых услуг Великобритании оказалось под давлением, вызванным призывами пересмотреть размещение акций ENRC.

Ситуация с ENRC стала одним из редких прецедентов, когда четверо из крупнейших акционеров не имеют возможности участвовать в непосредственном управлении компанией, отмечают издания. Ранее один из крупных акционеров, Александр Машкевич, выражал желание занять должность председателя, однако Morgan Stanley и Deutsche Bank посоветовали отказаться от этой мысли в связи с бельгийским расследованием об отмывании денег. Машкевич, Шодиев и Ибрагимов подписали «соглашение об отношениях», по которому они не могут вмешиваться в управление бизнесом.

Тем не менее, как сообщает Financial Times, «он (Машкевич. – прим. «Къ») звонит главному исполнительному директору каждый день».
4 февраля занимающий эту должность Феликс Вулис уведомил главу правления о своем уходе, как только на его место найдут другого человека. «Он просто устал от работы», – сказал «Къ» источник, знакомый с ситуацией.
В то же время глава London Stock Exchange Group Ксавье Роле, присутствовавший на II Горно-металлургическом конгрессе в Астане, заявил в понедельник, что казахстанские компании не допускали существенных нарушений на Лондонской бирже, хотя не отрицает проблем с евразийской компанией. «Действительно, были определенные противоречия, касающиеся группы компаний ENRC. Но каких-либо нарушений существенного характера со стороны казахстанских компаний не было. Я думаю, что это – вопросы стиля, нормального развития рынка, который растет быстрыми темпами. Вопросы «стиля» отшлифуются со временем», – добавил он.
«Серьезный менеджмент-кризис, который разразился в компании, скорее всего, станет достаточно серьезным импульсом для пересмотра решения о размещения акций на бирже, – говорит ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. – Тем более, ряд публичных заявлений о неправомерности размещения были сделаны экс-менеджерами».
Однако, чтобы исключить такую крупную компанию, одного из лидеров сектора в сфере добычи и переработки минеральных ресурсов с интегрированными предприятиями, с высокими показателями выручки и базовой EBITDA, нужно провести серьезное расследование. Исключение из FTSE 100, который является основным фондовым индексом биржи и уверенным барометром состоятельности британской экономики, будет для биржи чувствительным ударом как в финансовом, так и в репутационном смыслах, заключает эксперт.

FTSE 100Фондовый индекс, рассчитываемый агентством Financial Times. Начал рассчитываться с 3 января 1984 года с уровня 1000 пунктов. Индекс основывается на курсах акций 100 компаний с наибольшей капитализацией, включенных в список Лондонской фондовой биржи (LSE). Суммарная капитализация этих компаний составляет 80% капитализации биржи.
Компании, чьи акции учитываются в расчете индекса FTSE 100, должны удовлетворять условиям, выставляемым FTSE Group: входить в список Лондонской фондовой биржи, стоимость акций индекса FTSE 100 должна выражаться в фунтах стерлингов или евро, пройти тест на принадлежность к определенному государству. Акции FTSE 100 должны находиться в свободном обращении и быть высоколиквидными.