Кино вне тренда

Опубликовано
Провальная июльская сетка кинопоказов, которая может заинтересовать лишь любителей блокбастеров и романтических комедий, – хороший повод поговорить о некотором фестивальном российском кино. «Громозека», «Шапито-шоу» и «Безразличие» в казахстанский прокат попадут едва ли, но их стоит посмотреть и удивиться тому, как ностальгические нотки по советскому прошлому могут реализовываться в весьма интересные кинопроекты.

Провальная июльская сетка кинопоказов, которая может заинтересовать лишь любителей блокбастеров и романтических комедий, – хороший повод поговорить о некотором фестивальном российском кино. «Громозека», «Шапито-шоу» и «Безразличие» в казахстанский прокат попадут едва ли, но их стоит посмотреть и удивиться тому, как ностальгические нотки по советскому прошлому могут реализовываться в весьма интересные кинопроекты.

Фильм Владимира Котта «Громозека», участник Роттердамского фестиваля и «Кинотавра», строится на крушении иллюзий потерянного поколения, взращенного на советской символике и тут же брошенного в омут дикого капитализма. Это история про трех бывших одноклассников – милиционера Громова, врача Каминского и таксиста Мозерова, которые в школе вместе играли в группе, названной – по первым слогам их фамилий – «Громозекой». Теперь им, получившим хорошие по советским меркам профессии, немного за сорок, и с каждым жизнь обошлась по-своему жестко.
Фильм Владимира Котта, к счастью, не умиляется пионерским галстукам и мороженому в железной вазочке, это простая и бесхитростная история про главные в жизни ценности. По своей атмосфере «Громозека» напоминает «Осенний марафон» Данелия и «Полеты во сне и наяву» Балаяна. Он о людях, которых беспокоит ощущение, что они всю жизнь занимаются не своим делом, выполняют навязанную сверху программу, о том самом перестроечном контексте, что удачно можно выразить китайской пословицей «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». «Громозека» – о самообмане и вранье, преимущественно интеллигентском, которое никуда не делось, о проблеме исчезновения чувств героев, которые выросли и забыли, что когда-то были юными и счастливыми. Но по ходу действия именно ностальгия помогает главным героям справиться со своими проблемами.

Сам Котт считает свою картину «малобюджетным ностальгическим блокбастером». Бюджет фильма действительно получился небольшим – около $900 тыс. Ностальгия, по словам режиссера, воплотилась в кастинге второстепенных персонажей: в фильме собраны братья Торсуевы, которые играли главные роли в «Приключениях Электроника», Дмитрий Иосифов, сыгравший Буратино, и Красная Шапочка – Яна Поплавская. «Для меня блокбастер – это когда на экране куча супергероев. У кого-то это Бэтмен, черепашки-ниндзя, а вот у меня – Буратино, Красная Шапочка, Электроник, это то, что пришлось на мое время. И мне захотелось показать их сейчас», – рассказывает Владимир Котт.

Режиссер считает себя (а заодно и своего брата-близнеца Александра Котта, снявшего патриотический блокбастер «Брестская крепость») продолжателем традиций советского гуманистического кинематографа, состоявшего не только из фильмов про войну, но и из «Девчат», «Весны на Заречной улице», «Заставы Ильича» и им подобных картин.

Двойную ностальгическую ауру можно обнаружить и в фильме Олега Флянгольца «Безразличие». Флянгольц начал снимать картину еще в 1989 году (тогда исполнитель одной из ролей Федор Бондарчук, как шутят московские критики, еще был с шевелюрой), а завершить проект смог лишь недавно. Однако за прошедшие 20 лет фильм выдержался и «устаканился» и теперь оставляет ощущение редкой эстетической цельности.

Фильм «Безразличие» повествует о Москве 1960-х, где разворачивается история о нескольких днях жизни молодого человека, влюбившегося в более взрослую и опытную девушку, не сумевшую разобраться в своих чувствах. Чтобы оценить всю прелесть «Безразличия» в полной мере, надо обладать не только парадоксальным чувством юмора, но и изрядной кинематографической эрудицией – Флянгольц отсылает не только к советским шестидесятникам и к французской «новой волне» (немножко под Годара, немножко под Хуциева), но и к малоизвестным польским фильмам, обладающим бесспорным чувством стиля.

«Безразличие» месяц назад было награждено главным призом «Кинотавра». По словам председателя жюри Александра Миндадзе, картина дала возможность вернуться в прошлое, которое оказалось счастливым, «поскольку мы разглядели в нем и самих себя, и то время, когда кинематограф развивался по законам искусства».

Другой новый российский фильм – «Шапито-шоу» Сергея Лобана, получившего Гран-при жюри недавно завершившегося Московского кинофестиваля, называют одной из лучших российских кинолент последних двадцати лет. Одни сравнивают его с культовой «Ассой» (действие также происходит в Крыму), другие – с «Иглой» (в «Шапито-шоу» перекочевал Виктор Цой), третьи вовсе называют экранизированной энциклопедией кино. Сергей Лобан и сценарист Марина Потапова ухитрились обыграть все самое интересное, что только было снято. Здесь, как считалочка, фигурируют фамилии Кубрика, Линча, Солондза, Ван Сента и Поланского. Многие эпизоды – оммажи известным, ставшим классикой картинам. Иронизирует Лобан и над российским кинематографом: в кино герои ходят на «Царя», разговаривают про творчество Михалкова, а затем и вовсе в финальной сцене появляется единорог, так что нельзя не вспомнить «1612» Хотиненко. В фильме есть и люди-талисманы вроде Петра Мамонова, журналист и театральный актер Алексей Подольский, а также знаменитости из новейшего андеграунда – шоумен Стас Барецкий и комик Пахомыч.

«Шапито-шоу» – четыре хитро переплетенные новеллы: «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество». По сути это четыре версии одного и того же сюжета, но интрига фильма в том, какую роль главный персонаж одной из историй сыграет в сюжете другой, как переплетутся эти линии. А оборачивается все шекспировскими трагедиями. Этот прием усилен ариями актеров «Шапито-шоу» – режиссер не жалеет экранного времени на пространные мюзикловые эпизоды.

В четвертой части неожиданно выясняется, что весь этот постмодерн – отнюдь не самоцель. Бесконечное цитирование одних и тех же реплик логически соотносится с теорий продюсера Попова об эрзаце и его манифесте неоригинальности. Но, несмотря на стремление выглядеть неоригинальным, «Шапито-шоу» оказывается в итоге зрелищем очень даже оригинальным. Такого в российском кино еще точно не было.

Заработать на арт-хаусеПервый проект Сергей Лобана и Марины Потаповой «Пыль», снятый за $3000, оказался одной из самых прибыльных картин новейшего российского кинематографа. Теперь создатели «Шапито-шоу», хронометраж которого более 200 минут, рассчитывают на коммерческий успех и новой картины. Фильм, разбитый на две части, будет идти в кинотеатрах, а также планируется телеверсия.

Читайте также