«To be continued» – как символ современного кинематографа

Опубликовано
2011 год не зря называют "годом сиквелов" – по меньшей мере 27 фильмов, которые выйдут или уже вышли в широкий прокат в этом году, являются продолжениями успешных ранее релизов.

2011 год не зря называют «годом сиквелов» – по меньшей мере 27 фильмов, которые выйдут или уже вышли в широкий прокат в этом году, являются продолжениями ранее успешных релизов.

В прошлый уик-энд состоялась лондонская премьера последнего фильма о Гарри Поттере «Дары Смерти, часть 2». 13 июля заключительная серия нашумевшей франшизы стартовала и в казахстанском прокате, к слову, на два дня раньше, чем в родной Британии. Не секрет, что серия фильмов о Гарри Поттере стала одной из самых кассовых в истории кино – предыдущие семь эпизодов собрали в мировом прокате $6,4 млрд.

Идея разделить последнюю книгу Джоан Роулинг о маленьком волшебнике «Дары Смерти» тоже оказалась хитрым маркетинговым ходом. Киностудия потратила на обе части $250 млн (столько же, сколько на одного «Гарри Поттер и Принц-полукровка»), собирает же как с двух полноценных картин. Первая часть «Даров Смерти» уже принесла создателям $954,5 млн в мировом прокате. Все указывает на то, что и вторая окажется не менее прибыльной.

Но, как бы там ни было, сага, растянувшаяся на 10 лет — с 2001 года по нынешний, подошла к концу. Однако в запасе у кинематографистов еще полсотни сиквелов, приквелов и спин-оффов. Предыдущий рекорд был установлен Голливудом в 2003-м и составлял 24 фильма-продолжения. Однако за это время кризис сценарных идей только усилился, вместе с ним возросло и желание киностудий минимизировать риски – ставки делаются на верные номера, которые уже оказались коммерчески успешными. Так, третья часть «Трансформеров» – «Темная сторона Луны», которая весьма благополучно идет в прокате, принесла создателям более $660 млн при бюджете в $195 млн, но и это не конечная цифра – после проката последует выход фильма на DVD и еще масса мероприятий для дополнительной прибыли.

Другой успешный квадриквел (четвертая часть) – «Пираты Карибского моря: На странных берегах», за несколько недель собравший в мировом прокате больше миллиарда, попал в суперэлитный клуб «биллионеров». А в казахстанском прокате потеснил даже кэмероновский «Аватар». И вновь нельзя не восхититься коммерческим чутьем Джерри Брукхаймера, вытащившего уже почти потухшую франшизу на новый уровень, с привлечением других актеров, а все основное действие сосредоточив на Джеке Воробье – ранее второстепенном персонаже.

Собственно, такой же спин-офф ожидает зрителя совсем скоро – с выходом анимационной ленты «Кот в сапогах», где главным героем станет тот самый зеленоглазый кот из «Шрека» – тоже невероятно успешной франшизы.

Подобная тенденция прослеживается не только в голливудском кино. Самый известный продюсер Франции Люк Бессон тоже увлекся экранизацией серии книг об Артуре и минипутах – на экраны вышло уже три фильма и автор неповторимого и новаторского «Пятого элемента» на этом не останавливается.

Председатель Universal Studios Марк Шмогер рассказывает, что сейчас создание крупной франшизы – мечта любой киностудии и главная ее задача. Франшиза важна не только с точки зрения кассовых сборов, но и как источник дополнительной прибыли, например, от продажи сопутствующих товаров.

Подогревает желание студий обрести неиссякаемый источник и худшее по сборам в США за последние 20 лет начало этого года. Смотреть, и правда, было нечего. Реанимированный «Трон: Наследие» Джозефа Косински надежд продюсеров не оправдал – сборы в $400 млн при бюджете в $170 млн явно свидетельствовали о том, что оригинальную историю 1982 года никто из основной массы посетителей кинотеатров не видел и новую киберлегенду принимал неохотно.

«Турист», вышедший в то же время, продемонстрировал, что зритель устал от примелькавшихся голливудских звезд, и как бы красиво ни дефилировала Анджелина Джоли по венецианским набережным, фильм принес создателям только $277 млн. А бюджет для авантюрной романтической комедии ($100 млн) оказался невероятно раздутым.

На желание студий не рисковать с оригинальными идеями влияет и возрастающая роль социальных сетей, ставших теперь современным «сарафанным радио», что означает следующее: сомнительные фильмы будет смотреть еще меньше людей, чем прежде. Можно, конечно, сожалеть, что сегодня мало внимания уделяется оригинальной истории, а кинематографисты сосредоточены на развитии персонажей и придумывании поворотов сюжета, порой еще более абсурдных, чем в оригинале. Впрочем, утешает одно – даже на самый устойчивый тренд всегда найдется малобюджетная независимая альтернатива.

Читайте также