Рейтинговая «олигополия»
Moody’s понизило кредитный рейтинг Португалии с уровня «Baa1» до «Ba2». Это мгновенно привело к изменению европейских фондовых индексов. В Евросоюзе данное действие Moody’s назвали «ошибкой», обратив внимание на то, что в США те же проблемы, хотя их рейтинг остался прежним. Возникли сомнения в объективности работы мировых рейтинговых агентств.
Европейская комиссия отметила, что сейчас прорабатываются основные детали создания нового общеевропейского рейтингового агентства на фоне возникшего недоверия к трем крупным рейтинговым агентствам, решения которых в последние годы сильно влияют на мировые фондовые и валютные рынки. Отнесение агентством облигаций Португалии в разряд «мусорных» было объяснено тем, что Moody’s не верит в сокращение дефицита бюджета Португалии с 9,1% (2010 год) до 3% (2013 год). Другая причина – сомнения в способности Португалии сократить размеры государственного долга и оптимизировать госрасходы для получения финансовой помощи от ЕС и МВФ.
Сегодня Moody’s, Fitch и Standard & Poors являются единственными глобальными операторами рейтинговых исследований, и на их отчеты реагирует весь мировой финансовый рынок. Евросоюз нацелен изменить баланс сил и создать новое рейтинговое агентство, раскритиковав решение Moody’s. К примеру, президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что Moody’s «виновно в ошибках и преувеличениях». По его мнению, все усилия Евросоюза по стабилизации еврозоны подрываются действиями рейтинговых агентств. Глава Минфина Германии Вольфганг Шойбле уверен, что пора ограничить влияние «олигополии» рейтинговых агентств на европейские рынки.
Данные заявления не лишены оснований, так как если обернуться на кризис трехлетней давности, то рейтинговые агентства на тот период немного опоздали со своими оценками и прогнозами. Рейтинги AIG, Fannie Mae и Freddie Mac долгое время оставались высокими, хотя в балансах компаний на тот момент уже были серьезные бреши в ликвидности. Агентства признали свою вину за то, что не снижали рейтинги компаний, несмотря на плохие финансовые показатели.
Рынок моментально отреагировал на решение Moody’s. Доходность по десятилетним португальским облигациям достигла исторического показателя в 13%. Другими словами, число потенциальных покупателей португальских долговых бумаг сократилось в разы из-за слишком высокой ставки.
На фоне этих заявлений встает вопрос о рейтингах кредитоспособности США. Несмотря на колоссальный внешний долг и дефицит федерального бюджета, на сегодняшний день все три агентства оценивают инвестиционный климат Америки как «ААА», самый высокий. Однако есть ряд причин, почему ухудшение макроэкономических показателей США несущественно влияет на рейтинг этой страны. Самая главная – это доллар. Будучи единственным эмитентом мировой валюты, и получая займы, номинированные в долларах, США всегда оставляют за собой возможность выпустить дополнительную эмиссию нац-валюты. К тому же, экономика США – одна из крупнейших в мире, и дефолт Америки явит за собой крушение всей мировой системы. Кроме этого, США, в отличие от многих стран Евросоюза, сами определяют свою финансовую политику и менее зависят от внешних факторов. Следует принять также во внимание и политические факторы, так как решение о снижении рейтингов США по каким-либо параметрам может быть крайне политизировано и влияние властей США по данному вопросу будет не на последнем месте.
По мнению экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, рейтинговые агентства находятся под постоянным влиянием конфликта интересов. С одной стороны, это частные предприятия, зарабатывающие на «хороших» рейтингах, помогающих продать товар: акции, облигации рейтингуемых компаний. Они несут риски потери доли рынка при ведении бескомпромиссной политики. Если высокий рейтинг ими не был выставлен той или иной компании, это предприятие вправе обратиться к конкуренту и получить требуемый рейтинг. «Но с другой стороны, агентства – рыночные регуляторы рисков, их ответственность за состояние мировой финансовой системы сравнима с ролью государственных регуляторов. По сути, агентства являются частными предприятиями с государственными полномочиями, а это чревато рисками для финансовой системы», – подчеркнул для «Къ» г-н Осин. Однако эту ситуацию не изменить с помощью усиления конкуренции. Большое количество агентств будет развивать свой бизнес по законам частного бизнеса, несмотря на их роль государственных регуляторов. «Создание государственных оценочных структур в текущих условиях избытка денежного предложения на рынке создаст риски коррупции в отрасли. Оно возможно, но при общем росте роли планирования в экономике, нормализации денежного обращения, перемещении финансовых потоков в сектор долгосрочных инвестиций. Оно замедлит темпы роста финансовых рынков, но обеспечит большую долгосрочную стабильность», – резюмировал г-н Осин.
Франк набирает оборотыНа решение Moody’s курс евро отреагировал падением, в то время как доллар США, швейцарский франк, иена пошли вверх. Большой рост наблюдается у франка против евро. К доллару швейцарская валюта поднялась на 110 пунктов, а против евро выросла на 230. Аналитики UBS полагают, что сейчас лучше попридержать франк, так как у швейцарской валюты есть все шансы укрепиться, если слабые экономические показатели США отразятся на уровне дохода. Сейчас эксперты UBS советуют продавать евро и франки, отмечая, что нисходящая динамика вызвана перераспределением капитала.