Новости

Замедленная реакция

История с убийством полицейских в Актюбинской области завершилась ликвидацией большинства членов банды. Победа над преступниками, действовавшими в регионе несколько лет, стоила жизни четырем полицейским, и здоровья – еще четверым.

История с убийством полицейских в Актюбинской области завершилась ликвидацией большинства членов банды. Победа над преступниками, действовавшими в регионе несколько лет, стоила жизни четырем полицейским, и здоровья – еще четверым.

11 июня в кулуарах заседания правительства министр внутренних дел Калмуханбет Касымов сообщил журналистам о завершении полицейской операции по уничтожению организованной преступной группировки в Актюбинской области. По его словам, все подробности будут оглашены на специальной пресс-конференции в МВД.

В тот же день рапортовал общественности о сложившейся ситуации недавно назначенный первый заместитель министра внутренних дел, генерал-майор полиции Марат Демеуов. Он сообщил, что известная ныне преступная группировка действовала в Актюбинской области в течение нескольких лет. Промыслом банды была кража нефти и нефтепродуктов, а прикрытием – религия. Всего в составе группы было 11 человек в возрасте от 18 до 25 лет, что исключает какую-либо целенаправленную военную подготовку. Гражданство не оглашается, но, по всей видимости, преступники были казахстанцами. Поступала ли информация об ОПГ в Центральный аппарат МВД от местных полицейских «в течение ряда лет» – вице-министр не уточнил.
26 июня, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, полицией был остановлен автомобиль марки Мерседес, при досмотре которого были обнаружены пистолет и два обреза, а также вещества для изготовления бомбы. Кроме того, в машине была найдена религиозная литература. Кто был задержан, какие санкции к нему были применены – Марат Демеуов вновь не пояснил, однако уже 30 июня в поселке Шубаршы бандиты напали на полицейский патруль в составе сержантов Нурлана Алпысбая и Айдоса Буранбаева. По сути, полицейские были расстреляны в служебном автомобиле, бандиты с места преступления скрылись.

Местные правоохранительные органы провели поисковые мероприятия и получили информацию, что преступники скрываются в камышах, в 6 км от Шубаршы. Туда был отправлен отряд специального назначения в составе четырех человек. Неизвестно, какие инструкции получили спецназовцы от начальства, кого они ожидали встретить в степи, однако один из них – Руслан Жолдыбаев – ответным огнем был убит, остальные трое – ранены, в то время как бандиты (молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет) задеты не были.

Осознав всю сложность ситуации, полицейские чиновники, наконец, отнеслись к проблеме серьезно. В регион были отправлены спецподразделение МВД «Сункар», спецотряд внутренних войск «Беркут», а также отдельный батальон внутренних войск. Радиус поиска составил 450 км. Лишь 8 июля была получена информация о доме в поселке Кенкияк, в котором находились убийцы полицейских. Спецназ блокировал дом, полиция предложила переговоры, однако преступники ответили огнем, умудрившись убить еще одного бойца спецподразделений, и еще одного – ранить. После этого население из окружающих домов было эвакуировано, еще ночь полицейское начальство думало, и в 12:00 9 июля было принято решение начать штурм дома. После штурма в доме было обнаружено 9 трупов, 7 из которых были опознаны, еще две личности убитых устанавливаются. В понедельник, по информации Марата Демеуова, были задержаны еще двое преступников.

По фактам совершенных актюбинской бандой преступлений возбуждены ряд уголовных дел по статье 96 Уголовного кодекса РК – убийство двух и более человек, предусматривающей в качестве наказания до 15 лет лишения свободы, в отдельных случаях – пожизненное заключение. По информации, полученной «Къ», в настоящее время в Актюбинской области находится большая комиссия из Астаны, укомплектованная сотрудниками практически всех государственных служб – КНБ, МВД, финансовой полиции, Генеральной прокуратуры и других. Цель – выявление виновных среди местных силовиков и перетряска актюбинских правоохранительных органов.

Актюбинский регион стал благодатной почвой для роста преступности из-за низкого уровня жизни населения, утверждает житель области, пожелавший остаться неизвестным. «Да, в регионе есть нефть, но населения быстро растет, а деньги сконцентрированы в промышленных центрах. До мелких сел они не доходят, и люди живут в нищете – поэтому и нет сильного сопротивления организованной преступности», — отмечает собеседник «Къ».