Новости

Долг платежом красен

Совсем недавно агентство Standard & Poor’s поменяло прогноз долгосрочного суверенного рейтинга США на уровне «ААА» со «стабильного» на «негативный», в то же самое время были понижены рейтинги Федеральной резервной системы и Федерального резервного банка Нью-Йорка. Данное действие было объяснено тем, что у США громадный дефицит бюджета и гигантский внешний долг, в то время как госдепартамент и конгресс не выработали конкретной программы для решения этой проблемы.

Совсем недавно агентство Standard & Poor’s поменяло прогноз долгосрочного суверенного рейтинга США на уровне «ААА» со «стабильного» на «негативный», в то же самое время были понижены рейтинги Федеральной резервной системы и Федерального резервного банка Нью-Йорка. Данное действие было объяснено тем, что у США громадный дефицит бюджета и гигантский внешний долг, в то время как госдепартамент и конгресс не выработали конкретной программы для решения этой проблемы.

Понижение рейтинга отразилось на колебаниях стоимости страховки по суверенному CDS США на пять лет. Падением отметились также котировки финансового сектора США: акции Bank of America, Morgan Stanley и J.P.Morgan Chase упали в цене, по результатам торгов индекс Dow Jones опустился на 140,24 пункта, до 12201,59 (-1,14%), индекс Nasdaq – на 29,27 пункта, до 2735,38 (-1,06%). Так, аналитик агентства Никола Дж. Свонн полагает, что в ближайшие два года всех сильных сторон американской экономики может не хватить на компенсацию кредитных рисков для рейтинга на уровне «AAA». По его мнению, если власти США не предпримут кардинальных мер по снижению долговой нагрузки, то есть 33% вероятность нового понижения суверенного рейтинга Америки.

Есть угроза того, что снижение рейтинга могут провести и другие два мировых агентства, а это скажется на стабильности американской экономики. Как известно, в начале июня агентство Fitch Ratings сообщило о возможности понижения суверенного рейтинга США до уровня «ограниченный дефолт», если власти страны не смогут осуществить купонные платежи по облигациям со сроком оплаты 15 августа 2011 года. Несмотря на публикации в Daily Mail и Forbes в защиту рейтинга США «ААА», впервые за 70 лет его существования появились открытые сомнения в платежеспособности Америки и возможности решить очень серьезные проблемы. По сути, подобный рейтинг есть характеристика кредитоспособности заемщика, отражающая его способность платить по счетам. И если весомая мировая структура публично заявила о возможном снижении рейтинга США, то это более чем тревожный сигнал всему мировому сообществу, следует ли давать в долг такому заемщику. Речь идет о репутации США, рейтинг эту репутацию как раз и подтверждает. И, в первую очередь, это касается держателей долговых ценных бумаг США, поскольку рейтинг облигаций напрямую зависит от репутации страны. Сценарий массовой продажи этих бумаг, держателями которых являются не только внутренние корпорации, банки, пенсионные и страховые фонды США, но и целые государства, был бы крайне непривлекательным как для Америки, так и для глобального финансового рынка.

Инструмент страхования кредитных рисков может дискредитировать себя в контексте падения стоимости казначейских векселей ФРС США и увеличения риска дефолта по ним. На страхование таких рисков при данных обстоятельствах никто не пойдет. Если подобная неопределенность скажется на стоимости CDS по суверенному дефолту США, то вся система страхования финансовых и прочих рисков в Штатах рухнет в считанные дни.
В связи с тем, что внешний долг США достиг почти 100% от ВВП, министр финансов Тимоти Гайтнер призвал конгресс повысить планку государственного долга с нынешних $14,3 трлн. Его предложение поддержано президентом США, отказ от повышения верхнего лимита может отразиться на социальной картине Америки. Постоянный и бурный рост внешнего долга США, а также высокий дефицит бюджета, создали объективные риски для американской экономики, хотя говорить о дефолте пока еще рано, к тому же ранее США не отказывались от обязательств. Для сравнения, в начале 90-х годов американцами бал погашен большой долг, также сопоставимый с размером ВВП. В 1971 году США объявили официальное прекращение размена доллара на золото, и доллар получил изменяющийся валютный курс. Когда в 80-х США столкнулись с похожей проблемой, администрация Рейгана провела ряд встреч на высоком уровне с лидерами Великобритании, Франции, Германии и Японии, в результате которых было достигнуто решение об управляемом плавании американской валюты, включая согласования между этими странами по размеру долгов.

Однако не занимать Америка не может. Это объясняется так называемым парадоксом Роберта Триффина. Согласно нему эмиссия ключевой мировой валюты должна обеспечивать растущие потребности мировой экономики, однако большая масса одной (резервной) валюты в мире может, с одной стороны, вызвать кризис недоверия к ней, если она не подтверждена реальными активами, с другой стороны, создать отрицательный платежный баланс страны-эмитента данной валюты. Известно, что на оборонные нужды США в 2011 году планируют потратить $725 млрд, из них $159 млрд будут направлены на финансирование военных действий в Ираке и Афганистане. Каждый год военный бюджет Штатов растет на 10–15%. Однако недавно вице-президент США Джо Байден, возглавляющий рабочую группу, состоящую из экспертов администрации и глав нескольких комитетов конгресса, заявил, что готов представить план по снижению государственных расходов. По этому плану в течение ближайших 10–12 лет можно сократить бюджетные расходы от $1 до $4 трлн. Так, проект предполагает уменьшить субсидии фермерам и доплаты к пенсиям для государственных служащих более чем на $200 млрд. На почти $800 млрд разгрузит бюджет сокращение военных расходов и закрытие нескольких государственных программ.

В свете последних событий для США вряд ли возможен наихудший сценарий. Вероятнее всего принятие жестких мер после президентских выборов 2012 года, что отразится на картине социальной занятости населения: количество безработных вырастет, отдельным слоям населения будут урезаны соцвыплаты, наверняка будут свернуты некоторые программы NASA и Пентагона. На фоне резкой критики республиканцев демократы вряд ли пойдут на экстренные меры по «спасению» американской экономики, нынешний статус-кво, как это ни странно, на руку обеим партиям, так как демократам он дает карт-бланш перед избирателями на новые президентские выборы.

Примечательно, что у республиканцев и демократов разные взгляды на то, как можно сократить дефицит федерального бюджета. Демократы предложили обложить дополнительным налогом в 3% всех граждан, ежегодные доходы которых превышают $1 млн. Республиканцы считают, что частичным выходом из ситуации может стать сокращение около 12% расходов на образование, медицину и трудовые программы. При этом, нужды оборонного ведомства США затронуты не будут. Другими словами, демократы настаивают на введении нового налога, а республиканцы желают сокращения расходов.

Увеличение расходов и снижение налоговых поступлений привели к увеличению бюджетного дефицита до 10% от ВВП и росту внешнего долга, который уже превысил $14 трлн. Что характерно, за 2010 год внешний долг США вырос на $1,7 трлн при $1,3 трлн дефиците бюджета, а это дало рост практически на 14%, в то время как рост экономики США составил за тот же период 2,73%. В проекции несокращающихся расходов финансирование и обслуживание подобного долга вызовет еще большие сложности. Если администрации Обамы или следующего президента удастся сократить расходы на $4 трлн в течение 10–12 лет, это не даст никакого эффекта для снижения долговой нагрузки. Освобождение $200–300 млрд в год, при растущем объеме долга и текущем дефиците бюджета, который прогнозируется на конец сентября 2011 года в $1,42 трлн, вряд ли повлияет на общую картину. Такие меры способны лишь оттянуть возможный дефолт, поскольку, хотя рост долга и снизится, но в соотношении к ВВП этот эффект будет минимален. Реальный ВВП не покажет значительного роста, который сейчас находится на уровне 2,9–3,0%. На данный момент трудно спрогнозировать, какие конкретно меры могут снизить дефицит бюджета США. Сюда можно отнести увеличение налоговой нагрузки на корпоративный сектор, свертывание космических программ, вывод войск из Афганистана и Ирака, снижение расходов на разведывательную и подрывную деятельность, сокращение финансирования программ по разработке инновационных видов вооружений, однако если подвергнуть спецслужбы или оборонный сектор США таким изменениям, это резко отразится на геополитических позициях Америки. Если допустить возможность сокращения расходов бюджета ежегодно на $800–1 трлн, во что слабо верится, то номинальный рост долга США по отношению к ВВП может снизиться или остановиться. Другим вероятным шагом, на который пойдут власти США, может стать эмиссия долларов, как это часто бывало в прошлом. Дополнительное вливание долларовой массы в экономику приведет к снижению валютного курса доллара, и всплеску инфляции. Последующий за ней рост цен, прежде всего на виды товаров, входящих в потребительскую корзину, негативно скажется на курсовой стоимости акций компаний, котирующихся на всех товарных биржах США. Вполне возможно и то, что конгресс одобрит комбинированное решение о сокращении госрасходов, увеличении налогов и дополнительной эмиссии. Очевидно, что урезание социальных программ приведет к снижению покупательской способности населения и вызовет макроэкономический «эффект дохода», так как инфляция ударит прежде всего по тем слоям населения, доходы которых сократятся.

Известно, что самым крупным должником в мире являются США. Сюда же можно отнести Россию, Канаду, Китай и Бразилию, а также Евросоюз. Степень тяжести долгового бремени на экономику страны определяется отношением суммы внешнего долга к ВВП или объему экспорта товаров и услуг. Другим важным критерием определения степени долговой нагрузки является коэффициент обслуживания долга. Он рассчитывается как отношение платежей к погашению по всем займам и процентным выплатам к валютным поступлениям в виде экспорта товаров и услуг. Отказов по выплатам своих обязательств у США еще не было, Америка платит по своим счетам, даже если с запозданием или при помощи мощных политических или экономических ресурсов.

Дефицит бюджета СШАДефицит федерального бюджета США вырастет по итогам текущего финансового года более чем на 27,2% и составит $1,65 трлн. Ранее администрация президента Барака Обамы ожидала значение данного показателя по итогам 2010–2011 финансового года (завершится 31 сентября) на уровне $1,42 трлн. В прошлом году он равнялся $1,26 трлн. По итогам семи месяцев нынешнего финансового года, который завершается 30 сентября 2011 года, дефицит бюджета США достиг $869,9 млрд. На аналогичный период прошлого года эта сумма составляла $799,7 млрд