Иран, Сирия и Ирак начали строительство трубопровода «Исламская магистраль», который должен обеспечивать Европу газом с юга. Те же цели преследует российский проект «Южный поток». Эксперты оценили, насколько данный проект может стать угрозой для новых российских трубопроводов.
Буквально в понедельник стало известно о том, что Иран, Сирия и Ирак подписали соглашение о строительстве газопровода из южной части Ирана в восточное средиземноморье и Европу. Новая трасса уже получила название «Исламская магистраль».
Согласно концепции проекта, предполагается, что по магистрали будет поставляться газ с иранских месторождений Южного Парса. А для строительства трассы создается международный консорциум с участием госкомпаний вышеназванных стран, хотя не исключается и приглашение частных компаний, в том числе, западных.
Стоимость проекта оценивается в $10 млрд. Ожидается, что газопровод протяженностью 1,5 тыс. км от юга Ирана до Дамаска войдет в строй в период между 2014 и 2016 годами. Примечательно, что на сегодняшний день 661 километр газопровода уже построен, а его проектная мощность – 110 млн кубометров газа в сутки.
В случае строительства этого газопровода Европа могла бы диверсифицировать поставщиков газа. «В Европу могло бы поступать до 40 млрд кубометров газа в год. В перспективе к газопроводу может присоединиться даже Катар. Это – хороший канал», – говорит аналитик RusEnergy Михаил Крутихин.
Вместе с тем, по его словам, реализации проекта мешают политические и экономические риски. «Есть проблемы. Во-первых, политическая проблема. Дело в том, что участие Ирана может сильно не понравиться США и тем, кто присоединяется к санкциям против Ирана. Не совсем понятно, как будет решаться этот вопрос. Во-вторых, до сих пор не понятно, как быстро будет расти спрос на газ в Европе. Как бы эти предложения ни были хороши, они могут не оправдаться приростом спроса. Ведь это – новое грандиозное строительство», – продолжил аналитик.
С ним согласен Нурлан Махмудов, заместитель директора по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ).
«Возможно, между тремя странами, подписавшимися под соглашением, и существует единодушие по поводу данного проекта, однако внутриполитическая ситуация в регионе оставляет желать лучшего, и это будет представлять основную сложность для реализации этого проекта», – говорит он.
Н. Махмудов уверен, что возможность реализации проекта «Исламская магистраль» под большим вопросом – до тех пор, пока позиция США в отношении Ирана не изменится.
«Любые углеводородные проекты этой исламской республики сложно реализуемы. Наглядные тому примеры – поставки из Ирана нефти Китаю и Индии: в связи с международными санкциями эти два государства не могут оплатить Тегерану миллиарды долларов», – аргументировал эксперт.
Между тем, по словам Н. Махмудова, очевидно, что новый источник энергоносителей может послужить завидным козырем в переговорах с российским «Газпромом», который не очень охотно идет на уступки по цене на свой товар и активно продавливает собственную цену в $500 за 1000 кубометров газа в ближайший период (для российского монополиста важно утвердить эту цену и для дальнейших переговоров по масштабным поставкам газа Китаю).
Эксперты расходятся во мнении, будет ли «Исламская магистраль» конкурировать с «Южным потоком». М. Крутихин считает, что проекты конкурировать не будут, поскольку они имеют разную ресурсную базу, а проблему диверсификации поставщиков Европа, рано или поздно, начала бы решать в любом случае.
«Исламская магистраль» – это, скорее, часть европейской идеи о южном энергетическом коридоре. Европа хочет диверсифицировать источники. А то, что предлагает «Газпром», – это диверсификация маршрутов, а источник-то остается один», – говорит М. Крутихин.
В то же время, эксперты уверены, что до полной реализации проекта еще многое может произойти, поскольку приходится иметь дело со множеством стран-участниц, которые преследуют свои интересы.
Но, если он все же будет реализован, Европа сможет получать до 40 млрд кубометров газа в год, что на треть больше, чем ЕС планирует получать по трубопроводу «Набукко». Эксперты не исключают, что в перспективе к «Исламской магистрали» может присоединиться и Катар, то есть, если исключить политические факторы, этот проект действительно можно считать перспективным.
«Южный поток»Российско-итальяно-французский проект газопровода, который пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее две его ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. Согласно планам, газопровод должен вступить в строй к 2015 году. Планируемая мощность «Южного потока» – 63 млрд кубометров газа в год. Оценочная стоимость проекта – 8,6 млрд евро.
NabuccoПроектируемый магистральный газопровод протяженностью 3300 км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего, Австрию и Германию. Проектная мощность – 26–32 млрд кубометров газа в год. Предполагаемая стоимость проекта —7,9 млрд евро. Реальная стоимость проекта составляет порядка 14 млрд евро, подорожание связано с ростом цен на сырье, в частности, железную руду, необходимую для выплавки труб. Подготовка проекта ведется с 2002 года. Строительство планировалось начать в 2011 году, а завершить к 2014 году, в настоящее время сроки запуска проекта сдвинулись к 2017 году, когда начнется коммерческая добыча газа на месторождении Шах-Дениз.