Если раньше мы говорили о рейдерских захватах криминальными структурами, посредством чиновничьего беспредела, то сейчас, похоже, в стране нарастает угроза нового вида незаконного отъема собственности. И при этом главным участником процесса становится вроде как безобидное НПО, общественная организация, созданная в целях решениях проблем тех или иных слоев населения.
История становления любой государственности, и, соответственно, экономических отношений, причем, в условиях кардинального изменения философии этих отношений, безусловно, накладывала свой отпечаток. По словам экспертов, исследующих этот феномен, процесс социального рейдерства только набирает обороты. Соответственно, по мнению политолога Юрия Булуктаева, уже сейчас очевидна угроза социальной безопасности. А когда рейдерство принимает угрожающие для общества масштабы, посягает на жизненно важное для человека пространство и вторгается в повседневное бытие граждан, речь уже идет о социальном рейдерстве, говорят эксперты.
На заре обретения (и это объективно) независимости, страна была свидетелем наиболее дерзких и уродливых форм рейдерского захвата имущества. Но в последние годы (видимо, по причине отсутствия креатива), за дело с лозунгами защиты самых незащищенных слоев населения взялись … общественные организации. Трудно сказать, это личная инициатива «общественников» (желание побыстрее срубить на решение своих проблем), либо за ними стоят вполне живые заказчики, которые не против расширить уже имеющийся бизнес за чужой счет. Как правило, все это выливается в затяжные судебные разбирательства, что, как минимум, влечет за собой шлейф негатива в отношении бизнеса, даже в случае, если он по всем статьям прав. В лучшем случае, наносится серьезный ущерб репутации и авторитету, которых бизнес добивается годами ценой усилий, которые зачастую трудно оценить в материальном выражении.
Проблемы тех же «общественников» с предпринимательством были всегда. Это, в первую очередь, конфликты организаций защиты потребителей с конкретными производителями или дистрибьюторами товаров повседневного спроса. Но, опять-таки, в большинстве своем, они не доходили до судебных разбирательств, и решались на уровне заявитель-предприниматель, либо заявитель-уполномоченный госорган-предприниматель.
И у такого рода конфликтов не было глобальных последствий, так как решалась узкая проблема во взаимоотношениях сторон, что никак не касалось передела собственности, считают в Независимой ассоциации предпринимателей (НАП). Конечно, логично. Ведь не будут заявители требовать за некачественное мороженое или просроченную колбасу переписать на их имя магазин или кафе…
Другое дело, когда общественная организация, не имея на то никаких оснований, в первую очередь, правоустанавливающих документов, претендует на имущество сторонней бизнес-структуры. В данном случае речь идет о конфликте между ТОО «АлматыГазИнжиниринг» и Республиканским обществом женщин-инвалидов «Биби-Ана». Отвечая на вопросы журналистов, юристы лишь разводят руками: мол – беспрецедентный в казахстанской юридической практике случай, и называют его из ряда вон выходящим.
Но, в обществе женщин-инвалидов считают по-другому. «В этой борьбе мы не будем ограничиваться только юридическими мерами, но и прибегнем к общественно-политическим действиям, в том числе и через публицистику», – говорит Бибигуль Имангазина, президент общества «Биби-Ана». И, судя по этому заявлению, правовая сторона мало волнует руководителя организации инвалидов. Об этом свидетельствует вся довольно насыщенная хронология взаимоотношений общества «Биби-Ана» как с ранними, так и нынешними законными собственниками имущества.
Согласно документам, в 1999 году общество женщин-инвалидов «Биби-Ана» заключило договор аренды с Департаментом по управлению коммунальной собственностью. Инвалиды получили помещение в центре Алматы по адресу пр. Абая, 42/44 общей площадью 143 кв. м сроком на 3 года. В мае 2002 года акимат Алматы передал обществу площадь 283 кв. м по тому же адресу в безвозмездное пользование еще на 3 года.
По документам выходит, что с мая 2005 года общество занимало помещение незаконно, потому что все отношения с акиматом города закончились, а договор аренды с новым собственником здания, который приобрел его в июле 2006 года, они не подписали. Несостоятельность притязаний общества на ранее занимаемое помещение подтверждается вступившим в законную силу решением Специализированного межрайонного экономического суда от 3 апреля 2008 года о принудительном выселении общества.
Руководитель «Биби-Ана» Б. Имангазина игнорировала законные решения и в разное время требовала от «АлматыГазИнжиниринг» помещение площадью не менее 500 кв. м в одном из бизнес-центров в престижном районе Алматы на условиях бесплатной аренды сроком на 20 лет, потом и вовсе затребовала передать помещение в собственность. В сентябре 2008 года «АлматыГазИнжиниринг» получило письмо за подписью Имангазиной и 4-х членов общества, в котором они сообщали о согласии освободить незаконно занимаемое ими помещение при условии перечисления на расчетный счет «Биби-Ана» $3 млн (кстати, непонятно за что)!!! Сумма фантастическая!
Как сообщили в компании, на протяжении всего этого времени совместно с акиматом обществу женщин-инвалидов предлагались альтернативные помещения, с учетом их нужд, однако ни один их не устроил. Одновременно Имангазина делала громкие заявления в СМИ о незаконном выселении общества и ущемлении прав инвалидов частной компанией и подавала новые иски в суд. 7 июля 2011 года Городской суд по итогам рассмотрения иска «Биби-Ана» нашел требования общества необоснованными, и вынес решение отказать в их удовлетворении.
По словам председателя форума адвокатов Таира Назханова, такая ситуация – это нонсенс. «Согласно законодательства, правоустанавливающими документами на имущество являются Акт государственной регистрации недвижимого имущества и Госакт на землю. Это дает собственнику право на пользование и распоряжение по своему усмотрению», – разъяснил он в интервью «Къ». Более того, эти документы дают собственнику право на защиту этого имущества, подчеркнул юрист.
Понять глубинные причины конфликта и беспрецедентных претензий и требований общественной организации к бизнес-структуре пока что трудно – так как комментарии руководства «Биби-Ана», во-первых, эмоциональны, во-вторых, похоже, в них отсутствует логика.
Б. Имангазина считает, что во всей этой истории общество женщин-инвалидов является стороной пострадавшей. По ее словам, «с ней и с организацией жестоко обошлись предыдущие акимы города г-да В. Храпунов и И. Тасмагамбетов, пообещав им помощь в выделении помещений из ресурсов города». «Но в итоге мы так и не получили ничего», – говорит она. Претензии к новым собственникам помещения не аргументируются, а подкрепляются лишь заявлениями из разряда «обманули», «обокрали» и пр.
Но в распоряжении редакции имеется письмо общества, подписанное Б. Имангазиной и еще четырьмя членами организации. Любопытным в этом письме является требование женщин возместить недополученный доход в размере 25 млн тенге от деятельности… ресторана, который работал под эгидой благотворительной организации. На вопрос, не это ли является главным камнем преткновения в отношениях женщин-инвалидов и предпринимателей,
Б. Имангазина парировала, что ресторан служил практически для одной цели – проведения семейных торжеств членов общественной организации и по ценам ниже рыночных, практически по себестоимости.
«Никакой коммерческой выгоды от ресторана мы не получали. Мы только успели вложить средства, как нас выселили из помещения», – говорит руководитель общества.
Но только возникает вопрос – сколько же было вложено в проект (ресторан), если предполагаемый доход составил 25 млн тенге, когда как не каждое успешное заведение общепита в Алматы может похвастать такими достижениями. И второй вопрос: какой бизнес-план предполагал доходы в такую сумму, если ресторан работал по себестоимости?! Но это к слову.
Все попытки мирно уладить конфликт с общественной организацией, более того, не соразмерные сути конфликта встречные инициативы, могут, по мнению экспертов, породить целое направление рейдерства с участием именно общественных организаций, и созданных именно для решения проблем самых незащищенных слоев населения – инвалидов, детей, стариков.
Опыт использования такого «инструмента» в Казахстане есть. В середине 90-х годов наиболее предприимчивые «новые казахи» (это практиковалось на всей территории бывшего СССР) активно вовлекали в серые схемы импорта всяческие общества с участием инвалидов, и безпошлинно (или при минимальных пошлинах) завозили из-за рубежа крупные партии алкоголя, табачной продукции и других подакцизных товаров. И при этом сами «инвалиды» зачастую мало себе представляли свою значимость как отдельного звена в общей цепочке серых схем и незаконных деяний.
А в новых условиях, когда экономика страны находится в росте, и, соответственно, в стране растет количество успешных бизнес-проектов и предпринимателей, нетрудно представить, что и желающих «поучаствовать» будет достаточно. А это, как считают предприниматели, представляет особую опасность для развития страны в целом.
Тем временем «АлматыГазИнжиниринг» решила направить денежные средства на оказание помощи Алматинскому обществу инвалидов, Ассоциации родителей детей-инвалидов и фонду «Эльдани», который занимается реабилитацией инвалидов. На эти средства будут закуплены 4 инватакси, специально оборудованных для нужд людей с ограниченными возможностями. Кроме того, 30 июня «АлматыГаз-Инжиниринг» передало фонду «Добровольное общество «Милосердие» 26,5 млн тенге, что является самым крупным пожертвованием в истории фонда. Средства пойдут на оплату дорогостоящих операций за границей двадцати тяжелобольным детям. Компания, следуя нуждам воспитанников Центра адаптации и поддержки выпускников социальных учреждений «Жастар Үйі» города Алматы профинансирует строительство профессионального поля для мини-футбола площадью 800 кв. м со специальным травмобезопасным покрытием «искусственная трава» и контурным прожекторным освещением. Общая стоимость проекта превышает 8 млн тенге.