Партийное поле Казахстана продолжает будоражить в преддверии осени. На этот раз внимание к себе привлекла Коммунистическая партия. Группа людей, считающая себя классическими коммунистами, выступает против сближения своей партии с незарегистрированной партией «Алга».
16 августа в руки «Къ» попал манифест, авторы которого утверждают, что являются членами КПК и выступают за ее сохранение на фоне назревающего кризиса. В нем характер связей Компартии и «Алги» называется рейдерским. «Изначально Компартия Казахстана во главе с Серикболсыном Абдильдиным являлась для действующей власти примером политического подражания и твердости идеологии», – утверждается в манифесте. Однако после прихода на должность руководителя Газиза Алдамжарова ситуация изменилась. Потенциал партии стал угасать: перестали проводиться тематические мероприятия, направленные на празднование красных дат коммунизма, ежегодно снижается количество членов КПК.
Авторы манифеста обвиняют Газиза Алдамжарова в политической коррупции: по их словам, лидер КПК позволяет Владимиру Козлову осуществлять псевдопатриотическую деятельность под брендом Компартии взамен на получение неких материальных благ. Манифест смотрит дальше – доброе имя КПК захватывает Мухтар Аблязов через своего наместника в «Алге». «В данный момент КПК вовлечена в еще одну из многих афер «алгинцев» – создание «Народного фронта», куда в буквальном смысле нашпиговывают иждивенцев, или, как их принято называть, «узнаваемых личностей», стремящихся оправдать надежды мошенника банкира Мухтара Аблязова в борьбе за власть в РК», – утверждают анонимные коммунисты. Они призывают однопартийцев дать отпор «пришельцам» из «Алги», Владимира Козлова – оставить в покое партию ветеранов соцтруда, а Газиза Алдамжарова – покинуть свой пост.
Внутренние склоки давно стали визитной карточкой казахстанской оппозиции. Отсутствие единой четкой идеологии и экономической программы, нежелание определиться с одним лидером, выражающееся в постоянном соперничестве за громкость голоса разных оппозиционных политиков приводит к стагнации альтернативных политических сил. В свое время коммунистические партии Восточной Европы провели ребрендинг, сменив название на социал-демократические и отойдя от радикальных взглядов и лозунгов. Многие из них добиваются властных полномочий и народной поддержки. У казахстанских коммунистов этого пока не получается.
КПК и «Алга» пока не предоставили официальной реакции на опубликованный манифест. Экс-депутат, член Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Серикбай Алибаев считает документ провокацией властей. По его словам, подкуп оппозиционеров, внедрение «двойных агентов» давно стало привычным инструментом противников оппозиции. «ОСДА, КПК и «Алга» – политические союзники, противоречий между ними нет», – утверждает он. Союзничество было бы обязательно выражено в едином блоке на парламентских выборах, если блокирование было бы разрешено законом «О выборах», отмечает собеседник «Къ».
Компартия как естьЧисленность КПК, согласно данным Центральной избирательной комиссии Казахстана, составляет 54 246 человек. Партия имеет свои отделения во всех областях республики. 17 апреля 2010 года прошел пленум ЦК и ЦКК Компартии Казахстана, на котором на посту первого секретаря партии Серикболсына Абдильдина заменил Газиз Алдамжаров. Идея смены руководства принадлежала самому Абдильдину – о своем уходе он говорил около четырех лет.