Подписанный 10 августа Указ ««О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» приведет к перераспределению функций и сфер влияния в правительстве. Ключевая цель – сформировать на базе МЭРТа стратегический штаб, задачей которого были бы анализ, прогнозирование и выработка возможных сценариев развития экономики.
Собственно, появления указа президента по перераспределению функций в правительстве ожидали уже давно. Еще в апреле президент поставил перед кабинетом министров задачу усилить аналитическую и прогнозную составляющую в своей работе, сосредоточив ее в МЭРТе. При этом подвергнув деятельность министерства в этом направлении в предыдущий период достаточно жесткой критике. Однако собственно проект указа «завис» практически на четыре месяца. По информации «Къ», во многом из-за позиции части администрации президента и аппарата премьер-министра.
«Идеология указа была заложена в апрельском выступлении, которым были определены цели для правительства на предстоящий период. Тогда глава государства поставил задачу для МЭРТа стать стратегическим штабом экономического блока правительства», – заявил «Къ» министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов. Он в комментариях «Къ» особо подчеркнул: «все, что предусмотрено в рамках этого указа, например, увеличение функций, появление новых ведомств – все это будет происходить в рамках одного и того же бюджета. Мы не предполагаем ни увеличение бюджета, ни увеличение численности в рамках Министерства экономического развития. Те новые люди и структуры, которые появятся, будут в пределах штатной численности агентства по РФЦА и его бюджета, которые согласно указу нам переданы».
В целом же суть указа заключается в том, что Министерству экономического развития и торговли Республики Казахстан передаются функции и полномочия от Минфина в области выработки и формирования налоговой политики, бюджетной политики, политики в области таможенного дела, государственного и гарантированного государством заимствования и долга. От Министерства сельского хозяйства – в области выработки, формирования и реализации политики развития сельских территорий. От МИДа – в области координации в сфере международного экономического сотрудничества. От АРЕМа – в области выработки и формирования политики в сфере естественных монополий и регулируемых рынков. И от АЗК – в области выработки и формирования политики по вопросам защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Кроме того, для реализации этих функций в рамках министерства будут созданы Комитет регионального развития и Комитет развития предпринимательства. «Что касается МЭРТа, как в плане передачи ему функций от других госорганов, так и «Даму», то поскольку это министерство опять становится общим органом, определяющим экономическую политику, то оно абсолютно правильно и логично. Более того, я неоднократно, а точнее, постоянно, критиковал решение, принятое в марте 2010 года, когда была произведена реорганизация Минэкономики и часть функций, в частности, налоговая и бюджетная политика, были переданы в Минфин», – говорит «Къ» руководитель центра экономического анализа и прогнозирования «Ракурс» Ораз Жандосов. С точки зрения Кайрата Келимбетова, «сегодня наступило то время, когда конкретная структура среди госорганов в целом и правительстве в частности должна быть «вперед смотрящим» органом. Мы – мак-рорегулятор, поэтому мы вместе с Нацбанком и Минфином должны определять, как вписывается та или иная политика в макроэкономическую модель. Раньше это никто не собирал. Стол был не круглый, а все сидели по разные стороны баррикад. Сегодня задача Минэкономики – быть не разъединяющей, а объединяющей структурой, которая все виды политик гармонизирует». По его словам, есть много векторов, и задача выработки бюджетной политики, которая передана МЭРТ, – это координировать и гармонизировать расходы государства. «Есть Минфин, который всегда должен говорить, что денег нет и не будет, и есть потребности различных структур для экономического, социального развития, решения проблем безопасности. Вот как раз наша задача – быть таким даже не арбитром, а координатором. Мы должны готовить для президента и правительства варианты «золотой середины». То же самое в сфере налоговой политики. Должен быть кто-то в середине, между налоговиками с одной стороны и предпринимателями – с другой, кто должен выслушивать и тех, и других, поскольку у каждого есть свои резоны», – считает глава МЭРТ.
При этом, как сообщил он «Къ», «мы не должны быть ведомством, которое будет пытаться угадать, допустим, цену на нефть. Наша цель – построить максимально эффективную систему рисков. Задача, которую поставил президент, это проходит красной нитью через весь указ, обеспечить качественно более серьезный уровень в сфере экономического планирования и прогнозирования. Самое главное в системе управления сегодня, как для правительства, так и для крупных компаний, – это строительство эффективной системы рисков».
Что касается непосредственно изменения структуры министерства и увеличения его функций, а следовательно зон влияния, то, по мнению Кайрата Келимбетова, это более чем целесообразно. «Я в данной исторической ситуации за мегаструктуры, мегагосорганы. Такие как, например, сегодня МИНТ. Или Минфин. Которые, если так можно выразиться, больше организации такого холдингового типа. С одной стороны, вроде бы слишком большая концентрация, с другой стороны – эффект масштаба, за счет которого можно быстрее достичь поставленных целей», – сообщил он «Къ». «Совершенно правильно, что в одном концентрируются вопросы развития территорий, то есть региональная политика. Что касается тарифной политики, то тут есть вопросы. Логично и верно, что определение политики передано в МЭРТ, но необходимо, чтобы у АРЭМа и АЗК сохранилась автономность в плане реализации этой политики. Здесь критически важно четко определить границу – где заканчивается политика, то есть определение общих принципов, и где начинается непосредственно администрирование», – считает Ораз Жандосов. В целом, признавая наличие подобной проблемы, Кайрат Келимбетов все же не считает ее критичной. «Действительно, есть очень тонкая грань между бюджетной политикой и бюджетным администрированием. Мы сегодня с Минфином находим диалог по вопросам, кому что делать. Где сегодня остались кадры и возможности. То же самое касается АРЭМа и АЗК. Наша задача не забрать какие-то функции у того, кто и так хорошо это делает», – полагает министр. Еще одна проблема, по мнению Ораза Жандосова, заключается в том, что «не совсем правильно нагружать МЭРТ функциями поддержки малого бизнеса, поскольку это специфическое направление, и разумнее, и эффективнее было бы держать их в отдельном агентстве, условно говоря, по поддержке малого бизнеса. Тогда под ним был бы и «Даму». Так как, повторюсь, это специфическая задача, и она, при нынешней конфигурации, просто будет «тонуть» в том объеме целей и задач, которые есть у МЭРТа». С этим не согласен глава МЭРТ. Он считает, что для того, чтобы говорить о развитии инновационного малого и среднего предпринимательства, необходима соответствующая структура. «Мы говорим, что надо создать поле для предпринимательства, а это прежде всего государственная экономическая политика. Орган координации, с одной стороны, интересов бизнеса, с другой стороны – государства, необходим, и, с моей точки зрения, его идеальное место в сегодняшней структуре правительства – в МЭРТе. Поскольку мы так и так координируем все госпрограммы в сфере предпринимательства, бюджетную, торговую и налоговую политику», – убежден Кайрат Келимбетов.