Несмотря на то, что большинство экономистов сходятся во мнении, что пока в мире нет валюты, которая готова составить конкуренцию доллару США, в последнее время все больше факторов указывают на то, что ею станет китайский юань.
Как пишет сегодня газета РБК daily, Пекин начал активно продвигать свою валюту на мировой арене еще несколько лет назад. В результате ряда валютных реформ довольно быстро стал развиваться рынок облигаций, номинированных в юанях. Кроме того, выросла роль юаня, также называемого женьминьби, в международной торговле. Постепенно наращивая потенциал своей валюты, китайские власти добиваются, как минимум, одной важной цели: постепенно сокращают свою зависимость от доллара, которому они не очень-то доверяют.
По мнению старшего научного сотрудника Peterson Institute for International Economics Арвинда Субраманяна, экономическое превосходство КНР во всех сферах более ощутимо, чем кажется. По данным агентства Reuters, используя для своих расчетов такие показатели, как доля страны в мировом ВВП, в торговле и движении капитала, Субраманян подсчитал, что Поднебесная вскоре обгонит США, став крупнейшей экономикой мира.
«Уже к 2030 году Китай будет доминировать на мировой арене, напоминая нам Штаты 70-х годов XX века и Великобританию 70-х годов XIX века. Именно это экономическое превосходство в конечном итоге и превратит юань в ведущую мировую валюту. Причем произойдет это намного быстрее, чем многие полагают», — пишет индийский экономист в своей новой книге «Затмение: живя в тени экономического превосходства Китая».
Впрочем, по его мнению, до этого времени властям КНР предстоит еще решить ряд проблем, так как Китай остается довольно закрытой страной, и для дальнейшего развития юаня правительству придется рано или поздно открыть валютный рынок и завоевать доверие инвесторов.
«Есть, по мнению экономиста, и другая проблема: китайская экономика остается экспортно ориентированной, что и обеспечивает ей столь быстрые темпы роста. Однако в дальнейшем полагаться на экспорт власти не могут: уж слишком много недостатков у этого сценария развития. Кроме того, не лучшим образом сказывается на экономике искусственное сдерживание курса июня», — отмечается в статье.
Между тем, по примерным подсчетам экономистов Standard Bank Симона Фримантла и Джереми Стивенса, к 2015 году около 40% всей китайско-африканской торговли будет номинировано в юанях. Это эквивалентно $100 млрд в текущих ценах — вдвое больше объема двусторонней торговли между этими двумя государствами по итогам 2010 года.
По мнению экономистов, Китай начнет наращивать использование своей валюты в торговле с крупными африканскими партнерами: вначале — Нигерия, затем — ЮАР, Кения, Ангола и Гана.