В фильме «Два дня» режиссер Авдотья Смирнова под прикрытием романтической комедии преподнесла историю о столкновении культур. Впервые за много лет на экраны кинотеатров выходит российская комедия, смотреть которую смешно и не стыдно одновременно.
В музей-усадьбу малоизвестного русского классика Щегловитова (друга Льва Толстого, Тургенева и всех русских литераторов) приезжает чиновник из Москвы (Федор Бондарчук) с намерением построить на месте усадьбы новую резиденцию. Казалось бы решенное дело приобретает новый поворот, когда госслужащий в дорогом костюме напорется на правдорубные высказывания работницы провинциального музея (Ксения Раппопорт), обвинившей его в скудном внутреннем мире. Опешивщий чиновник от возмущения напьется, останется в усадьбе на день-другой, проникнется к речам девушки-филолога, а этих пары дней окажется вполне достаточно, чтобы изменилась его дальнейшая жизнь.
Авдотья Смирнова, несмотря на свой дебют «Связь» и десяток написанных ею сценариев, до сих пор ассоциируется у большинства с брызжущей ядом барышней, которая в паре с писательницей Татьяной Толстой не всегда гостеприимно встречает гостей в известной телепередаче «Школа злословия». Но оказалось, что Смирнова, как никто за 20 лет российского кино, смогла преподнести в довольно легкой и удобовариваемой для большинства зрителей обертке противостояние прожорливой столичной власти и провинциальной интеллигенции, которая в российской глубинке, как известно, питается высокой культурой да святым духом.
Обмен любезностями будет взаимным: заведующая музея по науке охарактеризует героя Бондарчука не иначе как «жлобом и уголовником», а он ее «идеалисткой-захребетницей». Два диаметрально противоположных мира столкнутся не столько чтоб проникнуться друг к другу со временем взаимной симпатией, а может быть даже чем-то большим (этот пласт фильма лежит на поверхности), а чтобы обнажить и впервые проговорить существующие классовые проблемы. Ведь интеллигенция никуда не делась, утверждает Смирнова, она ушла в тень, но эти люди по-прежнему работают, хранят культурную память страны, поколений, так что списывать их со счетов было бы совершенно неправильно. Эти вопросы, опять же по словам Авдотьи Андреевны, не поднимались в российском кино со времен «Полетов во сне и наяву» и «Осеннего марафона».
Так что картина по нынешним временам редчайшая. Она несколько старомодна, но это легко объясняется местом действия и особенностями работы музейных сотрудников. Перед зрителем прекрасно, в деталях показан быт типичного запущенного здания провинциального музея условного классика Петра Щегловитова. Здесь каждое дерево посажено каким-нибудь известным другом вымышленного писателя. Здесь работники излагают свои мысли высоким стилем. Здесь прелестный парк с потрескавшимися львами и озером, поросшим трясиной. В общем, наглядный образец русской усадьбы, прекрасно запечатленный в кадре оператором Максимом Осадчим.
Но вместе с этим захолустным миром Авдотья Смирнова, она же и сценарист фильма в соавторстве с Анной Парнас, умудряется сделать удивительно живую и гармоничную картину, пронизанную тонким юмором и содержательными диалогами, высокими отношениями и милой болтовней влюбленных о мелочах. Здесь мнение о бесполезности русской классики в современной мире сменяется уже успевшей стать легендарной фразой из уст Раппопорт «А ты не переживаешь, что ты лысый?». Авдотье еще в «Связи» удалось хорошо воспроизвести на экране это щебетание близких друг другу людей.
Открытый финал фильма – тоже весьма кстати. Светила не сходят со своих орбит – это мы еще со времен «Безымянной звезды» знаем. Свести вместе властьимущего и интеллигентку может только жанр романтической комедии, а правда жизни оказывается несколько другой.
Цитата: Мастер диалоговАвдотья Смирнова писала сценарии для фильмов Алексея Учителя «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка», для фильма Андрона Кончаловского «Глянец», а также диалоги к фильму Григория Константинопольского «Восемь с половиной долларов». По своим сценариям ею были сняты картины «Связь», «Отцы и дети», «9 Мая. Личное отношение» (новелла «Вокзал»), «Черчилль» (фильм 10-й «Оптический обман»).