В 2011 году, по прогнозам, обанкротятся 1496 компаний, это на 30% меньше, чем в прошлом году. Однако, в 2012 году снова прогнозируется рост числа компаний-банкротов – до 1765.
По данным компании «КазБанкрот», в 2010 году количество ликвидированных предприятий достигло 2132 единиц. Основная доля ликвидированных компаний находится в секторе розничной торговли и строительстве.
По словам директора ТОО «КазБанкрот» Рустема Байтуманова, в 2010 году более чем в 90% случаев инициатором ликвидации предприятий выступал Налоговый комитет РК. За прошлый год из всех городов Казахстана наибольшее количество предприятий было ликвидировано в Астане (215), почти в 2 раза меньше – в Алматы (126), а наименьший показатель – в Атырауской и Мангыстауской областях (50–55).
«Само по себе большое количество компаний-банкротов не так уж и плохо, так как мировая практика показывает высокую эффективность института банкротства для оздоровления экономики. Сегодня в Казахстане актуален вопрос становления института «управляемого банкротства», представляющего собой инструменты эффективной реабилитации и способы достижения компромисса с кредиторами», – пояснил Рустем Байтуманов.
С учетом этой тенденции, эксперт прогнозирует уменьшение в 2012 году количества ликвидированных предприятий почти в 1,5 раза, увеличение числа реабилитируемых предприятий с 69 (2010 г.) до 120 в 2011 (с последующим повышением, на 30–40%, в 2012 г.). Также, по его мнению, произойдет уменьшение количества предприятий, проходящих процедуру внешнего наблюдения: со 100 (в 2010 г.) до 70 (в 2011 г.).
По данным экспертов компании «КазБанкрот», в 80% случаев основной причиной банкротства является слабая способность предприятий адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Оставшиеся 20% – компании, которые за короткий период деятельности с момента ее начала (полгода-год) наращивают большую налоговую задолженность. Предположительно, речь в этих случаях часто идет о наличии сомнительных операций. Эксперты компании «КазБанкрот» считают, что сегодня это явление требует серьезного внимания участников бизнес-среды и законодательной власти.
Как пояснил управляющий директор «ЮСБ Коллектор Казахстан» Данияр Тенелов, в Казахстане банкротство зачастую применяется недобросовестными должниками с целью уклонения от уплаты долгов.
«Мы рекомендуем кредиторам быть предельно осторожными. Наша практика показывает, что в части случаев процедура банкротства не преследует своей целью реальное оздоровление компании, а, наоборот, является способом уклонения от выплаты долгов кредиторам. В практике «ЮСБ Коллектор Казахстан» подобные случаи составляют около 10% от общего числа кейсов», – отмечает управляющий директор.
На данный момент правительство РК в рамках программы «Оздоровление конкурентоспособных предприятий» проводит политику по усилению такой процедуры, как реабилитация. Однако, по словам экспертов, действующее законодательство о банкротстве дает возможность недобросовестным компаниям использовать данную процедуру как способ уклонения от уплаты долгов.
«Так, 28-я статья закона «О банкротстве» сразу же после подачи компанией заявления о возбуждении в отношении себя процедуры банкротства приостанавливает исполнение ранее принятых решений судов, налоговых и прочих компетентных органов. В этом случае не допускается взыскание денег с банковских счетов должника по требованиям кредиторов, налогового и иного уполномоченного государственного органа по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. В результате, ссылка на эту статью закона помогает компаниям-должникам вполне законно получить право не исполнять свои обязательства», – говорит Рустем Байтуманов.
Другую возможность, по его словам, в случае применения компанией процедуры реабилитации, предоставляет 50-я статья закона, предусматривающая длительность этой процедуры до трех лет. При этом, согласно пункту 1 статьи 46 закона, к реабилитационному управляющему переходят полномочия всех органов юридического лица по управлению его имуществом и делами. Таким образом, действующее законодательство дает недобросовестным должникам возможность сформировать лояльный комитет кредиторов.
Как поясняет Рустем Байтуманов, собственник компании получает возможность и далее, в течение трех лет осуществлять свой бизнес. Нечистоплотные собственники нередко пользуются этим, получая часть платежей неофициально – наличными или через тайные банковские счета, принадлежащие оффшорным компаниям.
Участники рынка считают, что в законодательствах соседних стран, регулирующих вопрос банкротства, существует ряд норм, которые были бы полезны в отечественном законодательстве. Так, например, в законе о банкротстве РФ существует определение контролирующего должника лица, солидарно несущего субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и/или обязанностям по уплате обязательных платежей. «Существование подобной нормы в казахстанском законодательстве предотвратило бы целый ряд злоупотреблений», – резюмировал директор «КазБанкрота».