Загадка китайского толлинга

Опубликовано
Министерство нефти и газа нашло нетрадиционные методы решения бензинового кризиса. Китайские заводы будут по толлингу перерабатывать казахстанскую нефть в высокооктановый бензин.

Министерство нефти и газа нашло нетрадиционные методы решения бензинового кризиса. Китайские заводы будут по толлингу перерабатывать казахстанскую нефть в высокооктановый бензин.

Министр нефти и газа Сауат Мынбаев заявил, что Казахстан будет договариваться о переработке нефти в высокооктановый бензин по толлинговой схеме с одним из китайских заводов до 2014 года. Пока стороны лишь начали вести переговоры, поэтому подробности сделки неизвестны.
Напомним, отечественные НПЗ должны модернизироваться к 2015 году. По словам министра, речь идет о поставках 1–1,5 млн тонн сырой нефти. Предполагается, что определенный объем нефти на дефицитных позициях позволит иметь «лучшую ценовую свободу».
Практикующаяся в мире переработка по схеме толлинговых операций упрощенно выглядит следующим образом: поставщик нефти оплачивает заводу деньгами ее переработку и в обязательном порядке поставляет полученные нефтепродукты в страну, откуда привез сырье.
Как комментирует «Къ» аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Камилла Манакова, принимая во внимание небольшой объем, оговариваемый Министерством нефти и газа (1–1,5 млн тонн нефти – это примерно десятая часть от того, что мы перерабатываем сами), вряд ли стоит ожидать от данной хозяйственной операции полного разрешения бензинового кризиса в Казахстане. Тем не менее, такого количества топлива вполне достаточно, чтобы серьезно повлиять на цены на свободном рынке, согласно известного уравнения рыночного соотношения спроса и предложения. Можно также предположить, что подобным шагом Казахстан стремится несколько ослабить свою зависимость от России, которая поставляет около трети всего импортируемого в республику высокооктанового бензина – при этом не будем забывать, что цены у северного соседа гораздо выше, чем на внутреннем рынке ГСМ в Казахстане. Впрочем, будем помнить и о том, что наша страна уже заявляла ровно два года назад о намерении проводить толлинговые процедуры в КНР, но тогда все так и остановилось на этапе изучения целесообразности.
Возникает вопрос, не будет ли бензин из Китая еще дороже (или таким же дорогим), чем российский – с учетом Таможенного союза? Согласно исследованию АИРИ, если судить по данным Министерства нефти и газа, за период вступления в Таможенный союз с 2010-го по 2011 годы на внутреннем рынке РК отмечен рост стоимости бензина АИ-92/93 на 29,2%, АИ-80 – на 28,7%, дизельного топлива – на 34,3%.

И все же, несмотря на это, по сравнению с другими участниками ТС в Казахстане наблюдается самый низкий уровень цен на нефтепродукты. Так, стоимость бензина АИ-92 в РФ и Беларуси на 21 августа 2011 года составляла $0,9, дизтоплива в России – $0,86, в Беларуси – $0,9. В Казахстане на эту дату АИ-92 стоил $0,7, дизельное топливо – $0,6. Существующая разница позволяет прогнозировать, что нам следует ожидать дальнейшего подорожания ГСМ в связи с выравниванием цен в рамках ТС.
Надо отметить, что, несмотря на свой статус нефтяной державы, Казахстану производство бензина, также как и его импорт из России, обходится недешево. Стоимость переработки нефти в Казахстане достигает 30% от стоимости конечного продукта, тогда как в развитых странах этот показатель в два раза меньше. В настоящий момент у нас принято решение о модернизации всех трех нефтеперерабатывающих заводов в Атырау, Павлодаре и Шымкенте, после чего они должны обеспечить внутренние потребности в топливе полностью. До этого момента толлинговые операции вполне способны стать хорошим выходом из ситуации, поскольку обычно организуются в странах с более низкими расходами на заработную плату, с меньшей себестоимостью.

Ранее подобных схем между Казахстаном и КНР не было, однако наше правительство не в первый раз прикидывает возможность такого сотрудничества. В сентябре 2009 года для стабилизации цен на топливном рынке РК премьер-министр Карим Масимов поручил Минэнерго изучение вопроса о целесообразности переработки казахстанской нефти на НПЗ России и КНР по схеме толлинговых операций. При этом вариант России, которая вряд ли согласится променять выгодный экспорт дорогостоящего бензина в Казахстан на толлинг, отпал «сам собой».
Принадлежащий Petrochina Душанзцинский завод, расположенный на западе Синьцзян-Уйгурского автономного округа и выпускающий продукцию стандарта Евро-4, уже перерабатывает казахстанскую нефть. Производственные мощности завода составляют 10 млн тонн нефти в год (200 тыс. баррелей в сутки), в связи с чем НПЗ без труда справится с заявленными Сауатом Мынбаевым 1–1,5 млн тонн казахстанской толлинговой нефти в год.
В целом, преимущества переработки казахстанской нефти вне таможенной территории РК состоят еще в том, что вместо мер нетарифного регулирования применяются меры экспортного контроля, а при ввозе готовых нефтепродуктов в страну они полностью или частично освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Также при уплате налога на добавленную стоимость отгрузка давальческого сырья заказчиком подрядчику для переработки не является оборотом по реализации. Однако недостатком толлинговых операций являются слишком сложные, и порой длительные, формальности при оформлении сделок, а также ввоза-вывоза продукции.

Читайте также