Инвестиции

Казахстан может защититься от кыргызстанских авто

Новость о вступлении Кыргызстана в Таможенный Союз с января 2012 заставила казахстанцев вновь задуматься о приобретении недорогого авто. Кыргызстанский рынок среагировал быстрее, и вмиг поднял цены на свои автомобили до уровня казахстанских. Однако желающие воспользоваться ситуацией и пригнать себе недорогую машину задумываются над уже проверенным способом – покупка автомобилей из Грузии.

Новость о вступлении Кыргызстана в Таможенный Союз с января 2012 заставила казахстанцев вновь задуматься о приобретении недорогого авто. Кыргызстанский рынок среагировал быстрее, и вмиг поднял цены на свои автомобили до уровня казахстанских. Однако желающие воспользоваться ситуацией и пригнать себе недорогую машину задумываются над уже проверенным способом – покупка автомобилей из Грузии.

На прошлой неделе, Россия, Белоруссия и Казахстан одобрили присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу. Правительство КР должно представить свои предложения в созданную рабочую группу по присоединению к Таможенному союзу.

И если в Казахстане льготные пошлины были отменены в июле этого года, то в Кыргызстане пошлины остались на сравнительно низком уровне.

Уже сейчас предприимчивые казахстанцы задумываются о том, чтобы пригнать автомобиль, к примеру, из Грузии в Киргизию до вступления ее в ТС и потом (после вступления Кыргызстана в ТС) переоформить в Казахстане.

Как пояснил «Къ» директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алфёров, в Киргизии действуют более чем либеральные ставки импортных пошлин: от $0,3 до $1,5 за 1 куб. см объема двигателя, в зависимости от года выпуска. Со вступлением республики в ТС сумма таможенных сборов на один автомобиль возрастет в 4-6 раз, а конечная стоимость импортируемого автомобиля поднимется в 3-4 раза.

При упразднении таможенных границ между тремя странами-участниками ТС в свое время были введены ограничения на ввоз на российскую территорию автомобилей, импортированных в течение «льготного периода». Собственник автомобиля, прошедшего таможенную очистку в Казахстане либо Беларуси, обязан доплатить разницу между действовавшей льготной ставкой и ЕТТ. «Эта норма действует и сейчас и остается актуальной в течение 5 лет в отношении всех владельцев автомобилей, воспользовавшихся льготными ставками. Таким образом, Россия защитила свой рынок от угрозы потока подержанных иномарок через Казахстан и Беларусь», — говорит г-н Алферов.

По его мнению, аналогичных ограничений на право ввоза автомобилей можно ожидать и в контексте присоединения к союзу Кыргызстана. «Думаю, что беспошлинный ввоз автомобилей, прошедших таможенную очистку на территории нового участника ТС, будет запрещен в течение переходного периода. Подобный шаг, кстати вполне вписывается в непростой механизм вступления Кыргызстана. С учетом необходимости пересмотра обязательств перед ВТО Кыргызстан вынужден будет интегрироваться в Таможенный союз поэтапно, через повышение таможенных тарифов на группы товаров с симметричной отменой ограничений на их беспошлинный ввоз в другие страны ТС», — считает эксперт.

По его мнению, как и в случае с Казахстаном и Беларусью, Россией может быть предложен временной коридор для автомобилей, ввозимых в Кыргызстан до упразднения таможенных границ. То есть дорога в страны ТС для автомобилей, прошедших кыргызстанскую таможню до отмены границ, будет закрыта, скажем, в течение 5 лет – как в случае с Беларусью и Казахстаном. Альтернатива – доплата разницы между киргизским тарифом и ставкой ЕТТ.

Г-н Алферов считает, что вопрос только в том, какой будет начальная дата этого коридора? По существу такой датой должно стать 17 октября, когда было официально заявлено о вступлении Кыргызстана. Но на практике датой отсчета, вероятнее всего, станет день подписания соглашений о механизме присоединения республики к ТС.

«Но такой сценарий, повторюсь, я рассматриваю лишь во вторую очередь. Более простой и очевидный вариант это временное ограничение на беспошлинный ввоз всех автомобилей, прошедших таможенную очистку на территории Кыргызстана, в независимости от периода ввоза», — поясняет аналитик.

Так или иначе, эксперт считает, что, предаваться наивным ожиданиям в отношении позиции России и Казахстана не стоит – законодательных возможностей для проникновения «секонд-хэнда» на рынок ТС не оставят. Тем более что для автопроизводителей всех трех участников союза Кыргызстана является хоть и небольшим, но дополнительным рынком сбыта. Более того, участники ТС не питают иллюзий относительно «надежности» киргизских границ – как известно, около половины экономики республики остается «в тени», а ее экономической опорой служит контрабанда.

«С другой стороны, можно быть уверенным, что кыргызские и казахстанские дельцы от теневого рынка не преминут воспользоваться этим информационным поводом для вентиляции карманов юридически некомпетентных покупателей. Но все их схемы будут лежать вне правового поля», — резюмирует г-н Алферов.