На казахстанском рынке консалтинговых услуг появился новый игрок – российская компания Strategy Partners Group, в списке клиентов которой значится госфонд «Самрук-Казына». По мнению экспертов, приход на рынок новых сильных компаний говорит о постепенном восстановлении рынка, на котором последние 2-3 года наблюдался спад.
С казахстанским правительством Strategy Partners Group работает с 2008 года, однако официально выходит на рынок РК только сейчас.
Как сообщил в ходе пресс-конференции в Астане на прошлой неделе управляющий партнер Strategy Partners Group Александр Идрисов, Казахстан давно стоял в качестве приоритетного государства, с которого компания начинает региональную экспансию.
Напомним, в минувшем году 75%-1 акций российского стратегического консультанта приобрел Сбербанк. Целью этой сделки были амбициозные планы создания национального стратега на базе Strategy Partners.
Между тем, отмечают эксперты, казахстанский рынок консалтинга еще не до конца оправился от последствий мировых экономических потрясений прошлых лет.
В кризис и посткризисный период многие казахстанские компании старались первым делом экономить на консалтинге, что стало причиной падения роста спроса на данный вид услуг.
Так, в 2010 году, согласно обзору крупнейших казахстанских консалтинговых компаний, составленному «Эксперт РА Казахстан», объем выручки от консалтинговых услуг снизился на 16%.
Однако в скором времени эта тенденция, скорее всего, изменится, считает генеральный директор «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»
Тамара Касьянова.
«Казахстан заинтересован в росте инвестиций, как внутренних, так и внешних. А инвестиции идут в те компании, где прозрачна структура управления, в те компании, где собственники заинтересованы в повышении эффективности бизнеса. Именно этим будет стимулироваться спрос на услуги консалтинговых компаний в Казахстане», — говорит она.
Соглашается с ней и гендиректор AK&P Айгуль Койчуманова, добавляя, что для улучшения уровня конкурентноспособности, одного привлечения в Казахстан в качестве советников гуру бизнеса и конкурентной стратегии Майкла Портера или Тони Блэра мало.
«Необходимо выработать конкретные правила и жесткие механизмы контроля своевременной реализации государственных программ, что повлечет за собой снижение уровня коррупционных возможностей и повысит доверие инвесторов», — убеждена собеседница.
Отвечая на вопрос о том, что общего и что отличает консалтинговый бизнес в России и Казахстане, генеральный директор казахстанского представительства группы компаний «ИНТАЛЕВ» Дмитрий Кривоносов отметил, что основным схожим фактором, является недостаточная осведомлённость руководителей многих компаний о консалтинге в целом. «Некоторые относятся с недоверием к качеству услуг, некоторые рассчитывают решить проблемы собственными силами. Логика мышления: я же плачу заработную плату своим штатным сотрудникам, вот пусть они все для меня и сделают. Но не факт, что пытаясь решить проблему своими силами, руководитель получит желаемый результат в желаемые сроки», — поясняет он.
По словам эксперта, каждый должен заниматься своим делом, и консультанты, имея большой практический опыт, могут добиться результата в гораздо меньшие сроки и с минимальным привлечением сотрудников компании-клиента.
Действующие участники рынка приход нового игрока восприняли спокойно: «Приход на рынок иностранных компаний и компаний из РФ окажет положительное влияние на рынок консалтинга в Казахстане — расширятся возможности выбора качественных услуг».
Здоровая конкуренция стимулирует успешное развитие, от этого всегда выигрывает клиент. Появление новых профессиональных игроков заставит действующих игроков рынка консультационных услуг выработать новые стратегии для удержания своих позиций убеждена Айгуль Койчуманова.
В целом, если в мировой экономике не произойдет критичных потрясений, в 2012 году казахстанский рынок консалтинга ожидает рост, считают эксперты.
«За счет повышения внимания к корпоративному управлению активизируется спрос на услуги финансового консалтинга. Также будет расти спрос на IT-консалтинг: внедрение новых информационных систем и автоматизация бизнес-процессов позволяют существенно сократить издержки, что является одним из основных условий повышения эффективности бизнеса», — высказывает свою точку зрения Тамара Касьянова.