«Народное IPO» начнется раньше запланированных сроков. Выход первого эшелона компаний на IPO планируется к концу первого – началу второго квартала 2012 года. Вместе с тем, акции нацкомпаний «КазМунайГаз» и «Казатомпром» будут выведены на «народное IPO» в 2015 году, вместо озвученной ранее даты «после 2015 года». Готовы ли компании к этому?
«Мы понимаем, что большинство инвесторов – это, скорее всего, непрофессиональные инвесторы, которые имеют в данный момент достаточно общее представление о фондовом рынке. Соответственно, предлагать рискованные активы в первый и второй год программы было бы неправильно. Поэтому мы предлагаем, в первую очередь, самые надежные, самые стабильные по оценке наших экспертов компании – это KEGOC и «Казтрансойл», – сказал заместитель председателя правления госфонда «Самрук-Казына» Куандык Бишимбаев. Примечательно, что ранее в правительстве Казахстана сообщали, что IPO этих компаний предполагается осуществить во второй половине 2012 года.
Также г-н Бишимбаев отметил, что акции национальных компаний Казахстана –«КазМунайГаз» и «Казатомпром» – будут выведены на «народное IPO» в 2015 году. «В 2015 году мы рассматриваем возможность выхода уже компаний, связанных больше с рынками сырьевых ресурсов – «КазМунайГаз» и «Казатомпром», – сообщил К. Бишимбаев. Ранее министр экономического развития и торговли Казахстана Кайрат Келимбетов говорил, что акции нацкомпаний – «КазМунайГаза» и «Казатомпрома» могут быть предложены на рынке в рамках программы «народного IPO» после 2015 года. Как отметил аналитик АО «Асыл Инвест» Нурлан Рахимбаев, «…возможно, эти компании будут выводиться не напрямую инвесторам, а через покупку этих инструментов пенсионными фондами, которые могут грамотно оценить перспективы бумаг, риски и волатильность».
Причину переноса сроков «народного IPO» Нурлан Рахимбаев видит в степени готовности компании к выходу на листинг. «В связи с этим, я думаю, что в «Самрук-Казына» знают о реальном этапе подготовки компаний, и принимают решение о выводе, исходя из этих данных. Кроме того, ничего страшного я в этом не вижу, так как главное – это провести IPO так, чтобы люди, в конечном итоге, «выиграли» – стали совладельцами крупнейших компаний Казахстана, стали владельцами бумаг с хорошей перспективой роста, а соблюдение графика вывода компаний – второстепенно», – резюмировал он.
По мнению эксперта ИПР Жулдыз Алматбаевой, сроки IPO сдвинуты для того, чтобы программа оказалась не «быстрой и мертвой», а долгосрочной и эффективной. «По ряду признаков заметно, что движение идет именно в этом направлении. Также изменен состав компаний, выходящих на «народное IPO». В нем, например, уже нет «Казпочты», а есть «КазТрансОйл» и «КазМунайГаз». А в число инвесторов, помимо розничных, включены институциональные – пенсионные фонды (в рамках «народного IPO» планируется реализовать населению и пенсионным фондам от 5 до 15% акций госкомпаний – «Къ»)», – добавила она.
При этом г-жа Алматбаева напомнила, что ранее «народное IPO» планировалось на более ранние сроки – 2011 год. «Программа хороша тем, что мы учли мнение населения. Ранее на заседании дискуссионного клуба, организованном Институтом политических решений, были высказаны опасения, что проведение IPO в конце 2011 года – это слишком рано. Рассмотрев эти опасения и ряд других факторов (особенно готовность населения – по результатам опросов, только 26% граждан понимают, что такое «народное IPO»), мы решили, что надо больше времени на подготовку программы. Следовательно, начало 2012 года – это лучше, чем 2011 год», – процитировала она управляющего директора АО «ФНБ «Самрук-Казына» Питера Хауза.
Немаловажное значение для «народного IPO» имеет и законодательная база. «Так, например, KEGOC и «Казахстан Темир Жолы» являются естественными монополиями, у них – особое регулирование. Поэтому необходимо внести определенные изменения и в законодательство страны», – заметил президент KASE Кадыржан Дамитов. –
В «Самрук-Казына» пояснили, что, по мере того, как программа будет расширяться, будут выводиться более рисковые активы. «К ним мы относим компании, чьи доходы зависят от, допустим, цен на сырьевые ресурсы», – сказал г-н Бишимбаев.
Как сообщалось ранее министром экономического развития и торговли Казахстана Кайратом Келимбетовым, предварительный спрос на фининструменты в рамках «народного IPO» среди физических лиц и накопительных пенсионных фондов составляет $300–500 млн. Из них текущий спрос на акции госкомпаний со стороны населения оценивается в $100–200 млн, спрос со стороны пенсионных фондов – в $200–300 млн
Негативный опыт «народного IPO» в РоссииПрактика российских «народных IPO», начатая летом 2006 года с размещения государственной компании «Роснефть», свидетельствует о том, что, следуя призыву руководства страны, инвесторами становятся люди, не понимающие ни рисков, связанных с инвестициями в акции, ни принципов управления такими рисками. В частности, в России после размещения «народных IPO» произошло обрушение цен на акции в 3–7 раз. Так, цена акций Внешторгбанка, второго по величине основных показателей банка России, упала с 13,6 копейки – цены размещения – до 1,9 копейки, а бумаги «Роснефти» обесценивались более чем на 11% от цены размещения.