Рано утром 31 октября министерство финансов Японии провело масштабную интервенцию, направленную на ослабление курса национальной валюты. По некоторым источникам, общий объем интервенции может в конечном итоге превысить 4 триллиона йен! В результате валютная пара доллар/йена за 25 минут взлетела на 4,5% с отметки 75,60 йен за один доллар США до 78,95, после чего продолжила рост и достигла уровня 79,20. Стоит отметить, рост в более чем 3 фигуры не наблюдался ни после интервенции в марте текущего года, ни в августе, при резком ухудшении макроэкономической ситуации в мире.
Интересен тот факт, что на фоне наблюдавшегося в последние годы резкого укрепления валюты Японии (с мая 2010 года пара доллар/йена упала на 15,4%) в СМИ стали появляться сообщения об установлении правительством страны предельного уровня для йены. Вероятно, банк Японии счел возможным поступить также как Швейцарский национальный банк в сентябре, привязав франк к евро (напомню, тогда валютная пара евро/франк за 20 минут взлетела на 9,3%, с отметки 1,1150 до 1,2180, а пара доллар/франк — на 8,3%).
Участившиеся интервенции, проводимые развитыми странами, есть не что иное, как продолжение так называемых «валютных войн», направленных на достижение относительно низкого обменного курса своих национальных валют. В эпоху ВТО, когда страны не имеют полноценной возможности самостоятельно менять тарифные и таможенные барьеры, приходится поддерживать внутреннего производителя на уровне валют. Манипуляции с обменным курсом отражают глобальные риски мировой экономики, а также искаженность понятия свободной конкуренции — главного принципа ВТО.
Приходится с грустью констатировать, что развитые страны показывают дурной пример развивающимся. Политика Китая, кстати, наглядно это демонстрирует. Недовольство по отношению к народной республике по поводу чрезмерно заниженного юаня набирает обороты. Однако разве можно упрекать Китай в проводимой политике после таких масштабных интервенций и манипуляций, которыми занимаются Япония и Швейцария?