Британский подданный, живущий на Кипре, который обвинялся в том, что помог бывшему председателю АО «БТА Банк» Мухтару Аблязову нелегально вывести $290 млн, приговорен к 21 месяцам заключения в Великобритании за неуважение к суду. АО «БТА Банк» намерено возвратить выведенные средства. Эксперты по вопросам экономики и международного налогообложения полагают, что шансов вернуть активы мало.
Согласно постановлению Апелляционного суда в Лондоне от 28 октября 2011 года, 44-летний Пол Китреотис был уличен в ложных показаниях и попытке сфабриковать в свою пользу документы, связывавшие его роль в предполагаемом мошенничестве. К слову, подсудимый, который даже не был арестован и отсутствовал в зале суда, заявил ранее, будто был вынужден лгать из-за угроз со стороны других подсудимых.
В решении коллегии из трех судей – лорда-судьи Неубергера, лорда-судьи Карнвота и лорда-судьи Джексона – указывается, что Китреотис признался в предоставлении ложных доказательств и наличии большого архива электронной почты, который он ранее не раскрывал. Архив включает в себя переписку Китреотиса с Сырымом Шалабаевым, братом супруги Аблязова, и указывает на то, что Аблязов должен выплатить Китреотису 4,5 млн фунтов стерлингов, согласно их «договоренности». Ложь, раскрывающая роль Китреотиса как номинального представителя компаний, зарегистрированных на Британских-Виргинских островах, была основой предполагаемого мошенничества. Это привело к тому, что члены Апелляционного суда пришли к выводу – отказ Китреотиса выполнить решение суда был преднамеренным. В дополнение к этому, наличие факта фальсификации свидетельских показаний – как попытки ввести суд в заблуждение – привело к инициированию Апелляционным судом вынесения приговора о лишении свободы Китреотиса сроком на 21 месяц. Данное решение последовало за аналогичным приговором за неуважение к суду (согласно британскому законодательству неуважение к суду является уголовным преступлением), вынесенным в июне 2011 года, когда суд назначил наказание Шалабаеву в виде 18 месяцев тюремного заключения.
На электронное письмо, адресованное Китеротису, не был получен ответ, он также не ответил на телефонные звонки журналистов агентства Bloomberg в офис Китреотиса на Кипре. В целом, Китреотис отвергает все обвинения в свой адрес, и заявляет, что он не был осведомлен о предполагаемом мошенничестве.
В прошлом году Лондонский суд заморозил $68,3 млн активов Китреотиса. В это же время АО «БТА Банк» сообщало, что новые доказательства (подробности которых не разглашаются) были обнаружены в результате рейдов на имущественные активы Китреотиса: офис и дома на Кипре, а также его хранилища в Лондоне.
«Къ» удалось узнать, что в настоящее время Пол Китреотис является директором и единоличным владельцем PKM Management Ltd и Starport Management Ltd. По совместительству Китреотис осуществляет деятельность в малоизвестной лондонской Docklands Investment Ltd (консалтинговой компании). Кроме того, является советником, специалистом по юридическим вопросам и членом совета директоров в 198 компаниях (из них 41 функционирующих и 157 ликвидированных), основная часть которых зарегистрирована в Лондоне, в бизнес-центре на 5 Lloyds Avenue.
АО «БТА Банк», которое объявило дефолт по $12 млрд долга до реструктуризации в прошлом году, подало ряд исков в Великобритании против Аблязова и бывшего председателя правления банка Романа Солодченко. Официальная позиция АО «БТА Банк» остается неизменной – средства были незаконно выведены со счетов банка посредством поддельных кредитных линий. Как указывает репортер агентства Bloomberg News Эрик Ларсон, есть ряд кредиторов банка из числа мировых финансовых институтов, которые надеются извлечь выгоду по итогам успешных судебных разбирательств АО «БТА Банк» с Аблязовым и аффилированным с ним лицами. Этими кредиторами являются Wells Fargo & Co. (WFC), Bank of America Corp. (BAC), Standard Chartered Plc, Commerzbank AG (CBK), HSBC Holdings Plc (HSBA), Credit Suisse Group AG (CSGN) и находящийся в Нью-Йорке Goldman Sachs Group Inc. (GS), который в июле 2009 года решил отказаться оказывать «БТА Банку» свои услуги консультанта по реструктуризации долгов.
Аналитики Pari Passu Advisory уверены, что судьбу денег, выведенных в оффшоры, очень тяжело отследить. «Их можно бесконечно и хаотично распределять через однодневные оффшорные компании (fly-over-night offshore companies) до тех пор, пока их след окончательно не будет запутан. Обычно такие средства вкладывают обратно в экономику развитой страны для придания им легальности. Даже если выведенные деньги будут идентифицированы кредиторами, то процесс их возврата может быть очень долгим, поскольку кредиторам придется в каждой юрисдикции доказывать то, что они были получены бенефициаром неправомерно», – прокомментировали «Къ» в компании. Эксперты Pari Passu Advisory указывают на разработанные на Западе механизмы, защищающие активы богатых людей. В качестве примера выступают Панамские частные фонды, обслуживающие в большей степени американских клиентов. Инвестор открывает в Панаме частный фонд и передает ему свои активы. Важным моментом является то, что инвестор передает права на активы и перестает быть их собственником. Кредиторы, согласно закону о частных фондах Республики Панама, имеют право оспаривать передачу активов фонду в течение трех лет с момента передачи только в случае наличие мошенничества в отношении кредиторов.
«Аналогичным инструментом в общемировой системе права являются трасты – учредитель траста также передает право собственности на свои активы доверительному управляющему. При этом учредитель указывает бенефициара, которым может быть сам учредитель или любое другое лицо. То есть, фактически контролируя свои активы и получая от них доходы, учредитель юридически не будет владеть этими активами, и на них не будут распространяться требования третьих лиц», – резюмировали эксперты.
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин оценивает шансы АО «БТА Банк» вернуть активы ниже 50%. «Объем присвоенных г-ном Аблязовым средств оценивался казахстанскими властями, по данным судебных разбирательств, в $4,5 млрд. При этом руководство «Сбербанка» в рамках обсуждения вопроса покупки банка указывало на то, что банку необходима докапитализация в размере $1–2 млрд при списании части активов. То есть, «Сбербанк», по всей видимости, не делает ставку на относительно высокую вероятность возврата средств банка, выведенных за рубеж», – комментирует эксперт. Он считает, что проблема функционирования оффшоров и связанного с ними «теневого» бизнеса приобретает мировое значение, поскольку в большинстве ведущих стран ведется целенаправленная работа по консолидации бюджетов и снижению бюджетных рисков. «А это требует усиления контроля за денежными потоками компаний-налогоплательщиков. Растет и «прозрачность» самого бизнеса. Хотя это и медленный процесс, он напрямую связан с необходимым для реиндустриализации ведущих экономик перемещением финансовых потоков на сегмент долгосрочных инвестиций в реальном секторе. На этом фоне, полагаю, в течение нескольких лет ситуации, схожие со сложившейся вокруг «БТА Банка», будут происходить в мировой практике существенно реже, чем в период кредитно-потребительского бума», – подытожил г-н Осин.
Цена вопроса Напомним, что общая сумма исков АО «БТА Банк» к Аблязову, поданных в английский суд, на конец мая 2011 года составляла около $5 млрд. Эти иски начнут рассматриваться в 2012 году, а решения суда по ним будут получены в 2012–2013 годах. В иски включены, к примеру, дело с Солодченко, когда по его поручению, без каких-либо оснований, банк перевел ценные бумаги с рейтингом «ААА» на $300 млн в банк на Кипре. Также к этим искам можно отнести дело компании Granton Trade Ltd, рассматриваемое Лондонским судом, на сумму $1 млрд, выведенных из банка. По этому иску АО «БТА Банк» ответчиками являются четыре заемщика, получавшие кредиты на поставку нефтяного оборудования в Казахстан, и восемь компаний, которые должны были поставить оборудование в Казахстан. Выяснилось, что у всех этих компаний один владелец – белорусский фермер из далекого села.