Россия срезала бензиновый паек
Россия намерена с 2012 года сократить нефтеимпорт в Казахстан с 7 до 6 млн тонн. В Казахстане уверены, что это связано с Таможенным союзом. В России же ссылаются на внутренние договоренности с правительством по переходу на качественное топливо. Один из вариантов решения проблемы – толлинг. Не исключено, что совокупность обстоятельств вызовет рост цен на бензин в следующем году.
Россия заявила об уменьшении импорта сырой нефти с 7 до 6 млн тонн, начиная с 2012 года. Об этом сообщил в понедельник, на селекторном заседании правительства, министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев. «Более того, с учетом нынешнего года Россия лимитирует объемы поставок нефтепродуктов, в том числе, бензина и авиатоплива», – уточнил министр.
По мнению экспертов, поставки урезаются из-за особенностей ТС: «Сокращение поставок нефти связано с потерями бюджета РФ из-за отсутствия пошлин на ту нефть, которая идет к нам на беспошлинной основе. При этом наша нефть при экспорте пошлинами облагается, правда, идут они в наш бюджет, а не в российский. То есть, можно сказать, что Россия нас фактически кормит своей нефтью: в 2010 году было переработано 13,6 млн тонн. Таким образом, российская нефть покрывала приблизительно 50% потребности. Отсюда и цены на топливо удавалось держать», – считает руководитель Ассоциации экономистов Казахстана Рахим Ошакбаев.
Гендиректор консалтинговой компании Almagest Айдархан Кусаинов уверен, что проблема – в разнице цен на бензин: «России в Таможенном союзе невыгодно поставлять нам нефтепродукты по более низкой цене».
Из России, впрочем, проблема видится иначе: «Сокращение экспорта российской нефти и нефтепродуктов в Казахстан можно связать с исполнением соглашения между 11 крупнейшими нефтегазовыми компаниями и госорганами о модернизации нефтеперерабатывающего комплекса России до 2020 года. Договоренности включают в себя обязательства о переходе на производство более качественных нефтепродуктов», – пояснил «Къ» аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук.
С 2015 года все подписавшие документ компании будут перерабатывать не менее 20% добытой в России нефти и реализовывать произведенные нефтепродукты на внутреннем рынке. Многие компании уже приняли масштабные инвестиционные программы, направленные на модернизацию сегмента нефтепереработки. «Поэтому российские НК заранее перераспределяют часть добытой нефти для внутреннего использования», – подытожил Виталий Михальчук.
Для Казахстана, до сих пор ощущающего последствия «бензинового кризиса», разыгравшегося летом нынешнего года, ситуация осложняется тем, что поставки российской нефти нужны не только Павлодарскому НХЗ, но и Шымкентскому НПЗ (ПКОП). По сведениям директора предприятия Шухрата Данбая, ПКОП испытывает нехватку нефти с кумкольских месторождений. Поэтому он вынужден потреблять около 50% западносибирской нефти. Таким образом, два казахстанских НПЗ стали конкурентами за российскую нефть.
Впрочем, миннефти уже пообещало ПНХЗ обеспечить его сырьем в приоритетном порядке. По словам г-на Данбая, в 2012 году его предприятие подало заявку на 5 млн тонн российской нефти и не будет заниматься переработкой казахстанского сырья. К слову, по плану в нынешнем году ПНХЗ должен переработать 4,6 млн тонн нефти, что на 4,2% меньше, чем в 2010 году.
Продавцы нефтепродуктов комментируют ситуацию осторожно. «Наша компания получает топливо по распределению Министерства нефти и газа и часть объемов закупает в России. Поэтому реализация топлива с АЗС будет зависеть от выделяемых Министерством нефти и газа объемов с отечественных НПЗ, а также от ситуации на рынке ГСМ России», – сообщила «Къ» руководитель отдела рекламы ТОО Helios Анна Шибанова.
«Если мы не сможем, как в этом году, завезти необходимые объемы нефтепродуктов, а своих мощностей не будет хватать, то при нынешнем разрыве цен с Российской Федерацией нам логичнее вывозить свою нефть, перерабатывать и линейку произведенных нефтепродуктов завозить обратно», – рассчитал г-н Мынбаев.
Напомним, ранее министр уже предлагал организовать толлинговые поставки на китайский завод объемом до 1,5 млн тонн сырой нефти. Цель операции – как раз снижение зависимости от России. Однако такая схема может быть и невыгодной – из-за налогов. «Весьма вероятно, что Казахстан решит проблему недостатка нефтепродуктов посредством толлинговых соглашений с российскими НПЗ. В первую очередь, партнерами Казахстана могут стать предприятия крупнейшего в России уфимского нефтеперерабатывающего комплекса, который принадлежит «Башнефти». Предприятия этого комплекса предназначены для переработки тяжелой нефти Башкирии и Татарстана. Кроме того, в отличие от большинства остальных вертикально интегрированных НК, «Башнефть» не может обеспечить свои НПЗ собственной нефтью и вынуждена закупать дополнительные объемы у сторонних поставщиков», – предположил г-н Михальчук.
Продавцы бензина тоже смот-рят в сторону России: «Компания будет изыскивать дополнительные возможности на внутреннем рынке и свободные объемы нефтепродуктов на российском рынке», – сообщила Анна Шибанова.
Показательно также, что представители розничной торговли все еще недовольны своим положением. «Мы готовы сохранять розничные цены на уровне предельно установленных, однако разница между оптовыми и розничными ценами в 13%, определенная Министерством нефти и газа, не отвечает экономическим интересам компании и не позволяет осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность. Разница между оптовыми и розничными ценами должна составлять 19% (затраты на транспортировку, хранение, операционные расходы и др.)», – пояснила Анна Шибанова.
«Нефтяная отрасль Казахстана была зарегулирована. Но кроме госрегулирования есть и иные механизмы регулирования цен, применяемые во всем мире, например, превентивные госзакупки. Когда цены низкие, государство создает резерв, а когда наступает пик цен и продаж, то оно продает бензин из этого резерва. Очевидно, что с течением времени казахстанские цены в Таможенном союзе все равно поднимутся до российских», – пояснил Айдархан Кусаинов.