Новости

Мобильник из инкубатора

ТОО «Инновационный центр мобильных технологий» готов запустить первое в Казахстане сборочное производство мобильных телефонов. Но произойдет это только после парламентских выборов, когда предприятие получит деньги на стартап. В случае успеха компания рассчитывает выйти на рынок ПО и производить планшетники, кооперируясь с актауской «Каспий Электроникс».

ТОО «Инновационный центр мобильных технологий» готов запустить первое в Казахстане сборочное производство мобильных телефонов. Но произойдет это только после парламентских выборов, когда предприятие получит деньги на стартап. В случае успеха компания рассчитывает выйти на рынок ПО и производить планшетники, кооперируясь с актауской «Каспий Электроникс».

«Для запуска нашего производства объемом 10 тыс. штук в месяц у нас есть договоренности с десятком китайских производителей трубок, ждем только денег», – сообщил «Къ» соучредитель ТОО «Инновационный центр мобильных технологий» Гани Сауранбек.

Выделить $500 тыс. на стартап согласился Национальный инновационный фонд (НИФ). Но предупредил: деньги бизнесмен получит не в ноябре-декабре, как планировалось раньше, а только в марте. После парламентских выборов и смены кабинета министров. На случай смены руководства НИФ он держит в уме СПК и несколько частных инвесторов. Деньги будут потрачены на закупку оборудования и материалов.

Поставлять 50% своей продукции, рассчитанной на нижний ценовой сегмент (3–5 тыс. тенге), будет «Алтелу». Остальное пойдет за рубеж. Схемы продаж различны. «В Азербайджане мы договорились с двумя компаниями. Одна из них – NLS – аналог «Евросети». Вторая – наши друзья, которые работают в этой области. В России мы будем собирать мобильники для наших китайских партнеров, которые сами будут продвигать свою продукцию. В Узбекистан, наоборот, нам зайти проще, чем китайцам. Благодаря межправительственным соглашениям, продукция made-in-Kazakhstan обходится на 50–75% дешевле, чем если бы ее везли из Китая напрямую», – рассказал Гани Сауранбек.

Чтобы застраховать свои поставки в Узбекистане, компания договорилась с государственным «Казэкспогарантом» о страховке сделок. В том числе – от неконвертации (в Узбекистане компания может потратить на конвертацию сумов в доллары до полугода – «Къ»). Еще один вариант работы с Узбекистаном – оплачивать сделку за его пределами.

По признанию самого бизнесмена, потенциальные рынки сбыта практически заполнены, поэтому главная задача – это максимальное снижение стоимости производства, как за счет снижения стоимости комплектующих, так и за счет льгот. Одно из преимуществ компании – работа на территории СЭЗ ПИТ «Алатау», дающая право на налоговые льготы в зависимости от размера казсодержания: чем оно выше, тем больше льготы.

Кроме того, г-н Сауранбек рассчитывает на то, что в Азербайджане практически не знакомы с китайской продукцией, что позволяет заполнить эту нишу. Впрочем, он сам признается, что только в Казахстане ежемесячно продается 100–200 тыс. трубок. Поэтому продажи дополнительных 5 тыс. телефонов существенного влияния на рынок не окажут.

Доходы от продаж компания хочет вложить в разработку собственного ПО и планшетников. «Мы хотим предустанавливать на мобильниках и планшетниках ссылки на местные порталы, словари, карты», – пояснил Гани Сауранбек. Кроме того, с китайской компанией ведутся переговоры о покупке эксклюзивных прав на сборку планшетников на базе Android. Их розничная цена рассчитывается на уровне 40 тыс. тенге, но для повышения конкурентоспособности устройств компания хочет снизить ее до 30 тыс. тенге. Больше всего Гани Сауранбек рассчитывает на госзаказ: перевести на планшетники в Казахстане собираются школьников и врачей.

Напомним, в начале ноября нынешнего года министр образования Бакытжан Жумагулов заявил, что до 2020 года для школ будет куплено 83 тыс. планшетников и ноутбуков. При минимальной цене планшетника около 27 тыс. тенге объем заказа можно оценить примерно в 2,24 млрд тенге. Если же планшетниками оборудуют все машины «Скорой помощи» (такой проект уже реализуется в Астане), объем рынка вырастет, по самым грубым подсчетам, еще на 43,2 млн тенге.

Надежда на крупные заказы не всегда оправдывается. Так, ТОО «Arta Software», сориентированная на корпоративный сегмент, так и не дождалась заказов и вынуждена была приостановить производство своих планшетников. Гани Сауранбек предложил свое решение: «Мы хотим поставить линию, на которой можно было бы собирать любые устройства с экраном до 10 дюймов. Это позволит нам более гибко реагировать на спрос».

Выходить на рынок планшетников «Инновационный центр мобильных технологий» хочет, кооперируясь с актауским «Каспий Электроникс». Последний уже объявил о том, что будет собирать в СЭЗ «Актау» до 20 тыс. планшетников (подробнее о проекте см. № 43 от 3 ноября 2011 года). «Мы не конкуренты, а партнеры. Вместе нам проще лоббировать свои интересы и продвигать продукцию друг друга на зарубежных рынках», – заявил Гани Сауранбек.

Сколько мобильников продается в КазахстанеПо данным Samsung Electronics Kazakhstan, в 2010 году объем рынка мобильных телефонов в Казахстане составил 2 млн штук на сумму $300 млн