Бизнес на грани
В Казахстане открылся ювелирный магазин, где продаются украшения из искусственно выращенного камня муассанита. Событие, само по себе не выдающееся, получает особый статус, если знать, что проект – побочный бизнес строительной корпорации «Век».
Генератором идеи стала Елена Чванова, которая уже несколько лет работает в ювелирном бизнесе. В деловой поездке по ювелирным заводам Гонконга она увидела изделия из муассанита. Ей понравилась яркая красота камня (яркость муассанита в 2,5 раза больше, чем бриллиантов – «Къ») и изделий из него. Настолько, что после приезда она сразу стала искать компанию, которая производит эти камни. В итоге она нашла американскую Сharles&Сolvard. Позднее выяснилось, что производитель муассанитов сам искал партнеров в России и в Казахстане, чтобы зайти на эти рынки.
В итоге г-жа Чванова стала директором ТОО «Moissaniet Kazakhstan». Открылся магазин в октябре. Расположился он на территории жилого комплекса «Керемет» (построен строительной корпорацией «Век»). Кроме расположения, маркетингом и продвижением ювелирного дома занимается pr-служба корпорации. Предположение о том, что ТОО «Moissaniet Kazakhstan» близко к руководству или собственникам «ВЕКа» в pr-службе опровергли. Однако, по данным «Къ», занимается муассанитами именно строительная компания.
Американский производитель не стал выдвигать требований по объему закупки товара или уровню продаж. Moissaniet Kazakhstan сам определил состав коллекции, который счел достаточным для стартапа. В частности, в магазине можно найти изделия с одиночным камнем или украшения, где муассанит соседствует с натуральными бриллиантами. К весне 2012 года должна прийти новая коллекция изделий с муассанитом, цветными драгоценными и полудрагоценными камнями и жемчугом.
Участники ювелирного рынка уверены, что новый продукт не составит конкуренции натуральным бриллиантам. «Я не думаю, что они смогут отнять рынок у настоящих камней. Бриллианты – это не только украшение, но и инвестиции. И покупатель может быть уверен, что он всегда сможет вернуть стоимость своих вложений. А искусственные камни уже никогда не вернут свою цену», – отметила президент АО «КазахЮвелир» Гайша Жумашева. С ней согласен и председатель Ассоциации ювелиров РК Ильяс Сулейменов: «С эстетической точки зрения муассанит максимально приближен к бриллианту. С инвестиционной – никакой ценности не имеет. И называть его драгоценным недопустимо. Существует только четыре драгоценных камня: бриллиант, изумруд, рубин и синий сапфир». По его словам, ниша муассанита – та же, что у изделий с кристаллами Svarovsky – бижутерия со сверкающими камнями вроде фианита.
По информации магазина, стоимость муассанита составляет 5–10% от стоимости бриллиантов. По примерным оценкам, один карат бриллианта будет стоить от $5000 и выше, цена на муассанит 6,5 мм в класической круглой огранке в розничной торговле равна $845. «Трудозатраты на геологоразведку, добычу, промывку, огранку несопоставимы с затратами на выращивание кристаллов», – пояснил Ильяс Сулейменов.
По мнению источника «Къ», близкого к корпорации «ВЕК», собственникам неважно, как извлекать прибыль, когда девелоперский рынок находится в обморочном состоянии. «Почему бы и не заняться ювелирными украшениями. Следует только понимать, что рынок массовых украшений не может быть сопоставим с девелоперским. Впрочем, идея инвестиций в муассаниты выглядит хотя бы оригинальной на фоне инвестиционного бума в предельно забитый ресторанный бизнес».
Что такое муассанитМуассанит – искусственный камень. Его естественный прототип обнаружил в 1893 году ученый Анри Муассан в метеорите, который упал на землю около 50 тыс. лет назад в пустыне Аризона. В метеорите обнаружились маленькие осколки камня, напоминавшего новый вид драгоценных. Однако их количество было незначительным. Ученые стали выращивать их искусственно. В продаже этот камень появился впервые в 1998.
Компания Charles&Colvard – единственный источник и мировой дистрибьютор муассанита, а также обладатель патентов на технологию изготовления и использования муассанита в качестве драгоценного камня. На сегодняшний день компания представлена в США, Великобритании, на Ближнем Востоке и Австралии.