Общественный транспорт Алматы пугает инвесторов
Легкорельсового транспорта (LRT) в Алматы не будет, пока не появится частный инвестор. Об этом буквально на днях заявил вице-президент Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Александр Богданчиков на встрече с журналистами. По его словам, чтобы разгрузить город от транспорта, необходимо строительство путей для специальных пассажирских подвижных составов с выделенной платформой – легкорельсовый транспорт, или LRT (light rail transit). Первая линия была спроектирована еще в 2010 году, однако инвестор для ее строительства все еще не нашелся.
Строительство линии LRT в Алматы обсуждается уже не первый год. В 2012 году Управление пассажирского транспорта сообщило о том, что в 2014 году трамваи города будут заменены на легкорельсовый транспорт.
«Что касается пилотной линии LRT, запроектировано вместо старых трамвайных линий по улице Момышулы от разворотного кольца до улицы Толе би, а также до улицы Байтурсынова, затем по ней до улицы Макатаева. От Макатаева до улицы Жетысуйской, от нее до разворотного кольца», – говорил заместитель руководителя управления Гани Мурзаханов. По его словам, планировалась закупка 34 составов для обслуживания пилотной линии. Стоимость одного состава тогда составляла 582 млн тенге.
Система скоростного движения общественного транспорта должна максимально покрыть территорию Алматы, чтобы за короткие сроки перевозить максимальное количество людей и освободить город от пробок, считают в НИИ транспорта и коммуникаций. Однако городские власти до сих пор не могут найти инвестора для проекта первой линии, которая была разработана еще в 2010 году.
«Это очень дорогой проект. К примеру, в генплане предусматривается рельсовый транспорт по улице Толе би от Каскелена и до Талгара. А кто ее построит? Мы, как проектный институт, можем делать предложения. Для реализации конкретного проекта должен быть инвестор, хотя бы потенциальный. Потому что сама разработка проекта стоит 50–70 млн тенге, а может и больше. Для того чтобы сделать проект, нужно иметь всю топосъемку. Подготовить проект за огромную сумму денег и не иметь инвестора, готового вложить средства на его реализацию, – бесполезное дело. Через три года проект у вас будет мертвый», – считает г-н Богданчиков. По его словам, к LRT инвестора можно привлечь только концессией – доверить ему не только строительство дороги, но и разрешить ему пользоваться землей вокруг нее.
Трамвайные линии, где предполагают провести пути для LRT, сейчас буквально пустуют, несмотря на преимущество рельсового транспорта перед автобусами. Причина – в нехватке вагонов, считает эксперт.
«Один автобус везет 100–200 человек. Если нужно перевезти 500 человек в час, автобус не справится. В таком случае нужно возить рельсами. А почему у нас трамваи «не работают»? Если не ошибаюсь, в городе осталось 27 вагонов. Для того чтобы сесть на него, мне приходится на остановке ждать полчаса. Понятно, почему люди не хотят туда садиться», – объясняет он.
Другой способ разгрузки города, согласно генплану, – строительство за городом автовокзала с большими парковками, куда также будут подведены линии метро, LRT и BRT (скоростных автобусов на выделенных платформах). Кроме того, по всему городу со временем будут построены платные парковки, как еще один способ ограничения от иногородних автомобилей.
«Большая и больная проблема – где хранить автомобили, которые мы разрешили своему населению покупать. Мы строили город, когда у нас было 90 тыс. автомобилей, а сейчас 950 тыс. Свободных территорий в городе не так много. Существует предложение ограничивать въезд в город иногородним автомобилям, это нормальная практика. В генплане мы закладываем перехватывающие парковки, как их в России называют. Человек приезжает из пригорода, оставляет машину и пересаживается на общественный транспорт», – сказал г-н Богданчиков.
Кроме того, эксперт поделился идеей создания гондольной дороги для перевозки пассажиров в черте города. Эту идею, по словам специалиста, некогда подал бывший аким г. Алматы Ахметжан Есимов, который предложил протянуть канатную дорогу от города до зоны, где планируется строительство горнолыжного курорта «Кок Жайлау». Даже была некая иностранная компания, заявившая, что сможет построить «канатку» на 15 км.
«От театра драмы имени Ауэзова до «Кок Жайлау» по прямой как раз будет такое расстояние. Но я перелистал весь интернет и не нашел примера практического использования такой дороги для перевозки пассажиров на расстояния большие, чем 5 км. Есть канатные дороги длиной до 90 км, но они грузовые. Но когда что-то случится с грузовыми вагонами, я понимаю, что это авария, потерянные деньги и так далее. Человек, едущий в таких вагонах, чувствует свою абсолютную беспомощность. А вдруг что-то случится? Система должна быть безупречной», – считает эксперт.
Тем не менее он отметил, что эта идея не отвергнута и обдумывается специалистами транспортной сферы. Предварительно в качестве линии для городской «канатки» рассматривается расстояние от театра драмы имени М. Ауэзова до «Есентай молла».
«Такую дорогу использовать в городе можно. Для того чтобы от театра добраться до улицы Аль-Фараби, объезжаем через пол города этот район либо идем пешком. Остановки можно сделать в микрорайоне «Коктем», «Есентай молл» или КазНУ им. Аль-Фараби – вдоль речки Есентай. Дорога не занимает никакого места, у нас на этом участке формально ничего нет. Эту идею мы пока обдумываем», – говорит г-н Богданчиков.