Транзитный тупик: Добьется ли Украина газового консенсуса
Официальный Киев в который раз обсуждает с Астаной поставки казахского газа на Украину. Вот и нынешний визит президента Украины Петра Порошенко в Казахстан не стал исключением — вопрос по диверсификации поставок газа стал предметом обсуждения украинского президента с премьер-министром РК Каримом Масимовым.
Как решить топливно-энергетический кризис в Украине
Поговаривают, что Украина и… Россия могут создать совместный газотранспортный консорциум. Но ведь понятно, что надо однозначно договариваться с Россией и, по всей видимости, через Казахстан. Вполне возможно, что и на этот раз позиция Казахстана будет прежней: вопросы, связанные с возможными поставками казахских энергоносителей на Украину следует согласовывать с Россией, чему есть простое объяснение — иначе, как транзитом через российскую территорию, сделать это невозможно.
А учитывая характер долгосрочных партнерских и союзнических отношений (через совместное участие в ТС и ЕЭП, ОДКБ, ШОС) — Казахстан, по всей видимости, не станет принимать никаких решений без учета позиции России. Но, учитывая выгоду сделанного предложения, а также получение доступа к энергетической инфраструктуре в рамках ЕАЭС, Казахстан, в очередной раз примерив тогу миротворца, постарается преуспеть в мастерстве политеса, дабы повернуть северного соседа на путь взаимовыгодного и долговременного сотрудничества. Для России это было бы выходом из патового положения, ибо плохой мир, лучше, чем никакой…
По украинскому законодательству и прежде всего по Конституции газотранспортная система объявлена неотъемлемой собственностью государства, что фактически парализует любые попытки сотрудничества не только с Россией, но и с Европой.
Поэтому очевидно, что вариант создания некоего консорциума с «Газпромом» помог бы решить срочные проблемы украинской экономики в условиях кризиса, таких как инженерное состояние газотранспортной системы Украины, требующее срочной модернизации, долги «Нафтогаза», в первую очередь, перед украинским правительством, которые день ото дня только накапливаются, угрожая банкротством, промышленность, «лежащая на боку» в условиях кризиса, неспособность промышленного сектора , так же как и населения платить за газ.
Как комментирует ситуацию президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, украинские граждане хотели бы платить за газ, как белорусы, то есть по достаточно низким тарифам, но это противоречит общей идеологии «Газпрома», который стремится перейти на принцип равной прибыли от продаж газа на всех рынках (в России — к 2015 году), — разумеется, с корректировкой на транспортные издержки. Весь вопрос – пойдут ли на уступки депутаты Верховной Рады, пересмотрев в этой части украинское законодательство?
Среднеазиатский вектор — путь диверсификации
О том, что Украина хочет получать газ из Средней Азии, немногим раннее заявлял в ходе заседания совместной межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по вопросам экономического сотрудничества министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин. Министерство энергетики и угольной промышленности Украины готово обратиться к Европейской комиссии с просьбой оказать содействие в переговорах с Москвой о поставках газа из Казахстана и Туркменистана. В.Демчишин заявил, что Украина готова покупать газ в Казахстане и в Туркменистане, и необходимо вернуться к этому вопросу.
Очевидно, что и казахстанская сторона, если изыщет соответствующие запросам украинской стороны запасы газа – не будет против. Но как показывает история переговоров по этой теме, все упирается в транспортировку газа. А путь один – через Россию. В ситуации, когда реверсные поставки газа на Украину из Европы упали на более чем 50%, а власти страны приостановили закачку в газовые хранилища, Киев уже пытается получить от России разрешение на прямой транзит среднеазиатского газа. Представители «Газпрома» и Министерства энергетики РФ никак не комментируют сложившуюся ситуацию. Но эксперты считают, что Россия на это не пойдет.
«Россия на это не пойдет никогда, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — У Москвы всегда была по этому вопросу жесткая позиция — «Газпром» закупает газ из Средней Азии в свой портфель и распоряжается им по своему усмотрению, но транзитной страной Россия никогда не будет». По словам главы ФНЭБ, это более чем логично. «Зачем выпускать конкурента на свой рынок сбыта, еще и предоставляя ему транзит через свою территорию? Россия просто защищает свои коммерческие интересы», — говорит Симонов.
Чем запасать хранилища?
Известно, что кабинет министров Украины обязал поставщиков газа формировать страховой запас в объеме, соответствующем запланированной месячной поставке. Норма начинает действовать для поставщиков, располагающих собственной добычей, с 1 января 2016 года, а для всех остальных – с момента вступления в силу постановления №795"Об утверждении порядка создания страхового запаса газа" от 30 сентября. Формирование страхового газа предусмотрено новым законом "О рынке газа".
И очевидно то, что стоит остро вопрос о том, какой газ предстоит закачивать при наличии нерешенных отношений с главным поставщиком «Газпромом» и российской монополии на транзит по газовой трубе. Этим, видно, и объясняется главный мотив встречи президента Украины с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым.
По чем нынче газовый кайф?
Ранее Европейский союз и Россия согласовали условия зимнего пакета поставок газа для Украины. ЕС готов профинансировать закупку газа на 500 млн долларов для закачки топлива в украинские хранилища, а Россия готова предоставить Украине скидку, правда, ее размер официально не уточнялся.
По словам В.Демчишина, это контрактная цена, предложенная Россией, но она не устраивает Украину. Киев хочет добиться от России цены в районе 220 долларов за тысячу кубометров.
«250 — это не рыночная цена газа. Если мы отбираем этот газ на восточной границе, то мы этот транзит не зарабатываем. Мы готовы вам платить рыночную цену, европейскую, без учета за транзит. Это понятный принцип формирования цены — рыночная цена минус стоимость транзита, потому что отбираем на восточной границе, это минус 30 долларов», — сказал Демчишин.
В третьем квартале 2015-го Россия предложила Украине цену в $247,17 за 1 тыс. кубометров — это уровень предыдущего квартала. Однако Киев отказался закупать газ на таких условиях. Дело в том, что в первом и втором кварталах Россия предоставляла скидку в $100 за 1 тыс. кубов, но тогда была выше цена газа (она привязана к нефти с лагом в 6–9 месяцев). Из-за снижения цен на газ Россия оказалась не в состоянии продлить скидку в полном объеме. И, несмотря на то, что цена газа не изменилась, скидка снизилась со $100 до $40. Украина же считает рыночной цену в $205–207 за 1 тыс. кубометров.
Казахстанский газ, вряд ли, будет дешевле российского, читает Константин Симонов.
«Весь вопрос в формуле ценообразования, — поясняет глава ФНЭБ. — И вероятнее всего казахи бы стали настаивать на применении принципа «нетбэка», (экспортный «нетбэк» – это цена на внешнем рынке за вычетом логистических затрат и экспортной пошлины) то есть на цене газа в соседней с Украиной Польше. При этом цена в Польше сейчас даже несколько выше, чем предложенная Россией».
Украинский эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский считает, что цена газа из Казахстана априори не будет ниже российской.
«Казахстан наверняка захочет привязки к цене европейских спотовых (разовых) контрактов. Сейчас эта цена составляет $260–270 за 1 тыс. кубометров. А предложить что-либо в обмен на скидку Украина не в состоянии», — подчеркнул эксперт.
Украина наперед очертила свою позицию
«В 2011–2013 годах Казахстан поставлял в Россию около 12 млрд кубометров в год. Большая часть — поставки карачаганакского газа на переработку по соглашению с «КазРосГазом», — отмечает Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, — «При свободном транзите через РФ и хорошей цене часть этого газа могла бы быть направлена в другие страны».
Узбекистан и Туркменистан тоже хотели бы продавать газ Украине и Европе, но все упирается в отсутствие доступа к транзиту, полагает эксперт, подчеркивая обоюдную выгоду газового партнерства.
Приняв закон «О рынке газа», который вступил в силу 1 октября, Украина дает понять миру, что не потерпит впредь монополии поставщиков и усиленно ищет новые возможности, по мере сил создавая для этого определенные условия.
Так или иначе, но уже сегодня Украина на годы вперед очертила свою позицию в газовом вопросе.
«Официальный Киев будет добиваться того, чтобы к 2018 году некоторые европейские страны, а также Россия, поставляли в Украину не более 30 процентов газа. Тогда Москва «престанет быть монополистом». Этими работами займется создаваемая парламентская коалиция», — уточнил Временный поверенный в делах Украины в РК Юрий Лазебник.
«По мере того, как заработает ЕАЭС, Казахстан получит доступ к энергетической инфраструктуре и сможет поставлять свой газ туда, куда он захочет. Еще раз говорю — Украина готова покупать у Казахстана газ напрямую», — подчеркнул дипломат.