Конец «голодной» эпопеи
На казахстанские экраны вышел фильм, который стал одной из самых ожидаемых премьер года – завершающая часть франшизы «Голодные игры» с длинным названием «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II». Однако получилась ли концовка столь грандиозной, и оправдался ли распил одного фильма на два?
Последний фильм о девушке с луком начинается ровно с того момента, где закончился предыдущий: государство Панем охвачено пламенем восстания, бунтовщики подступают к Капитолию, где засел президент Сноу (Дональд Сазерленд). Для соратников «Огненная Китнисс» — это новая Жанна д’Арк, объединившая все дистрикты тут зрителю обязателно понадобится знание всей франшизы). А сама Китнисс (Дженнифер Лоуренс) в это мучительно выбирает между другом детства Гейлом Хоторном (Лиам Хемсворт) и партнером по шоу Питом Мелларком (Джош Хатчерсон).
Разделять последнюю часть повествования на два фильма – прием, который в голливуде в последнее время стали использовать все чаще. В принципе это и понятно: в мире сиквелов, триквелов, приквелов и прочих ремейков (сказывается отсутствие свежих идей) просто так расставаться с успешным проектом по меньшей мере не резонно. С экономической точки зрения.
И как обычно, взяв хороший старт, к окончанию такие проекты обычно доползают. Впрочем, как бы там ни было, а зритель ругается, возмущается, но в кино идет. Во-первых, есть надежда, что все-таки вдруг именно на этот раз случиться чудо, а, во-вторых, интересно узнать, чем же это все закончится.
То же самое сейчас происходит и с экранизацией трилогии Сьюзен Коллинз. Первый фильм, снятый Гэри Россом в 2012 году был именно тем, чего от него ожидали – молодежной антиутопией со всеми причитающимися жанру атрибутами: постапокалиптический мир, жестокий диктатор, ситуация, когда героям придется проявить все мужество и сообразительность и главная героиня, которая не хочет подчиняться системе. В общем экшн, основанный на популярном чтиве. В итоге фильм Росса, собравший в прокате почти $700 млн.(при бюджете $78 млн.) был просто обречен на продолжение, за которое взялся талантливый ремесленник от кино Френсис Лоуренс.
В принципе второй фильм франшизы («И вспыхнет пламя», 2013 год) получился не хуже первого (сборы составили около $860 млн. при бюджете в $130 млн.). Разумеется в выходе третьей части никто не сомневался. Правда в 2014 году выяснилось, что третья часть («Сойка-пересмешница») предстанет перед зрителем в двух частях с интервалом в год.
И вот тут история забуксовала. Первая часть «Сойки» многих разочаровала. Причем проблема заключалась не в произведении Коллинз, а именно в нарезке монолитного романа на две длинных экранизации. По сути, первая часть дилогии стала бесконечным прологом, настраивающим освободительницу Китнисс на решительные действия. Впрочем, фильм все же собрал в прокате $755 млн. (при бюджете в $125 млн.). Фанаты жаловались на затянутые диалоги и практически полное отсутствие динамики, но фильм смотрели дабы не пропустить чего-то важного в повествовании перед окончательным финалом, который должен был стать просто феерическим.
Да, от второй части «Сойки-персмешницы» все ожидали, полной реабилитации – Китнисс должна, наконец, покинуть уютный бункер и начать величайшую схватку всей жизни выйдя на поле брани как и положено героине молодежного экшна, которая не разбирается в политических интригах зато отлично выглядит с луком наперевес и очень метко стреляет.
Но не сложилось. На протяжении большей части экранного времени герои продолжают рефлексировать, разговаривать и разбираться в собственных «тройственных» отношениях. Это отнюдь не значит, что в фильме нет зрелищ. Есть. Есть драйвовые боевые эпизоды. Есть масштабные сцены разрушений. Однако экшн тут не является основополагающим элементом. Напротив, создатели изо всех сил налегают на драму, не жалея ни героев, ни зрителя. Сага о подростках, убивающих друг друга в реалити-шоу, и превратилась в злободневное повествование об ужасах гражданской войны.
В принципе в фильме поднимаются острые социальные вопросы, но уместны ли они в молодежной антиутопии, которая лежала в основе истории…
Посему отдельное спасибо хочется сказать актерам, которые в рамках выданного сценария поработали просто отлично. Исполнительнице роли Китнисс Дженнифер Лоуренс как всегда хочется сказать «Верю!».
Лиам Хемсворт все также готов подставить своей возлюбленной (а порой и сопернику, что, согласитесь, благородно) крепкое мужское плечо.
Не менее впечатляющ и Джош Хатчерсон в роли Пита. В прошлой серии его герой под впечатлением от пыток, гипноза и наркотиков, пытался убить Китнисс. В новом фильме он, конечно, оправился от потрясений, но некогда цветущий юноша превратился в надломленного и – чего уж тут! – жалкого мужчину с любовью в сердце и тараканами в голове. Этот образ удался Хатчерсону не меньше, чем милый, храбрый и немного наивный Пит из первой части.
Присоединившаяся к франшизе только в предыдущей ленте Джулианна Мур тоже неплохо чувствует себя на экране. Вкрадчивый Дональд Сазерленд запомнится как один из самых обаятельных диктаторов (честно говоря, временами невольно начинаешь «болеть» за него).
Немного странно и грустно видеть на экране Филипа Сеймура Хоффмана. Вернее спецэффекты его заменяющие…
Но как бы там ни было, «Голодные игры: Сойка-Пересмешница. Часть II» — долгожданное и красочное завершение франшизы. И надо сказать, что посмотреть фильм все же стоит. Хотя бы ради того, чтобы увидеть финал этой уже грустной истории, а заодно порадоваться, что «голодная» эпопея, наконец-то, закончилась.