Илия Псалтиров: «Что для македонца серьезный бизнес, для казаха — детская игрушка»

Опубликовано
Интервью с Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Македония в Республике Казахстан

Имя Илии Псалтирова уже занесено в историю дипломатии, как первого чрезвычайного и полномочного посла Македонии в Казахстане. Здесь интересен тот факт, что собственно дипломатические отношения между нашими странами насчитывают уже 20 лет, но непосредственно посольство открылось только в ноябре прошлого года. На открытии посольства звучали только дежурные фразы о «расширении сотрудничества», и «Къ» решил встретиться с послом Македонии, чтобы узнать, что скрывается за этими фразами.

– Порядка 20 лет Македония обходилась без персонального посла в Казахстане. Что изменилось?

– Почему мы открыли посольство в Казахстане? Потому что мы считаем, что Казахстан очень сильная страна в Центральной Азии, и играет важную роль не только на политической арене региона, но и в региональной экономике. Поэтому я здесь. Перспективы экономических отношений между Македонией и Казахстаном очень высокие. Когда мы обрели независимость, нужно было много средств на восстановление и развитие экономики. И естественно в первую очередь у нас сложились крепкие отношения с ближайшими странами. Сейчас у нас суфицит, например, с такими странами, как Косово, Сербия, кроме того, у нас хорошие торговые партнеры, это Германия, Австрия, Венгрия. Но это все страны, которые недалеко от нас. А ведь в дипломатии, как в бизнесе необходимо минимизировать риски. И это значит, что Македонии нужно не только иметь экономические, политические и культурные связи в своем регионе, но и налаживать их и в других регионах, в данном случае в Азии. И Казахстан самая оптимальная страна для этого.

– Вы сказали в дипломатии, как в бизнесе… Вы были бизнесменом?

– Да. Я поднимал в общей сложности три бизнеса, и все три успешно.

– А не жалеете что ушли из бизнеса в чиновники? И как вообще попали в дипломаты?

– Стать дипломатом, это было моей мечтой. И я постоянно шел к этому, работал над собой. С отличием закончил школу, учился в самых известных и престижных школах в Европе – во Франции и Англии. Когда у нас, в Македонии, открылся институт геополитики, я пошел туда. Там принимали магистров или докторов наук, я уже закончил магистратуру и плюс к этому имел докторскую степень.В институте геополитики я принимал участие в разработке различных проектов.После было официальное публичное обьявление вакансии на должность посла и я решил воспользоваться случаем и подать свои документы. Отбор был очень жесткий. Пришлось пройти несколько сложных собеседований. Я их прошел, и мне сказали, нужен такой человек, как ты, послом в Казахстане.

И я считаю, что дипломат не чиновник, он тоже бизнесмен. Ведь в этой сфере деятельности, как и в бизнесе, нужно иметь высочайший уровень личной коммуникации и уметь договариваться.

– Здесь вы уже год. С кем и о чем договорились?

– Да, посольство открылось 1 ноября прошлого года. В этом году мы провели два бизнес-форума, в Астане и Алматы. Говорили о возможностях бизнеса в Македонии, рассказывали казахским бизнесменам о преимуществах нашего инвестиционного климата. Ведь мы самая известная страна по привлекательности для инвесторов. Наши налоги самые низкие в мире. Мировой банк и мировой Экономический форум сделали анализ и сказали, что Македония – это лидер в мире по облегченным налогам. Мы очень много работаем над тем, чтобы иностранные компании пришли к нам и открыли фабрики и заводы. Пять лет назад к нам начали заходить с производствами известные компании из Европы и Турции. Почему бы и казахским бизнесменам не подумать над расширением своего бизнеса?

– А за сколько дней у вас можно зарегистрировать компанию?

– За четыре минуты. Через Интернет.

– Разве не нужно собрать какой-либо пакет документов, сделать печати компании, выбрать режим налогообложения…

– Зачем? (посол искренне удивился – авт.) У нас есть центральный регистр, где достаточно просто зарегистрироваться и можете начинать зарабатывать свои деньги. И причем здесь налоги? У нас, как и в Казахстане, есть специальные экономические зоны. Их у нас 11. На их территориях налогов ноль. Мы бизнесориентированная страна. Стоит сказать, что у нас есть проблема – высокий уровень безработицы. Почти 28% сейчас, год назад было 38%. И первоочередная задача правительства – это значительно уменьшить количество безработных в самые кратчайшие сроки. Поэтому налогов для бизнеса, который даст рабочие места – ноль. Скажу больше. Если вы открываете производство, то естественно вам нужно сырье, оборудование, как правило, это придется импортировать. Так вот, таможенных пошлин на ввоз всего необходимого для производства у нас тоже – ноль.

– Не могу не спросить. А с коррупцией не столкнусь? Открою предприятие, и вдруг окажется, что для беспрепятственного ведения бизнеса нужно заплатить какому-нибудь чиновнику, контролирующим госорганам или еще кому?

– Коррупция – это мафия. А с мафией хорошего бизнеса никогда не получится. Повторюсь, мы бизнес ориентированная страна, и нам важно поднять в стране производство. А так как в бюджете на это нет достаточных средств, нам нужны инвесторы. А коррупция снижает привлекательность инвестклимата. Мы даем все возможности для инвестора, все что хочет инвестор, только процветайте. У нас 11 экономических зон, вся необходимая инфраструктура за счет государства – дороги, электричество, вода и так далее. Только стройтесь.

– Прямо мечта, а не страна…

– Ну, примерно так сказали и ваши бизнесмены, которых мы приглашали в Македонию. Они просто поехали посмотреть, что из себя представляет наша страна. А потом уезжать не хотели. Говорили, «я хочу здесь жить, я хочу делать у вас бизнес» (смеется).

– А насколько в Македонии государство участвует в бизнесе?

– Только несколько секторов под контролем, и то частично. Это касается стратегических и социальных объектов. А так все сейчас уходит под приватизацию. Дело в том, что первая приватизация была очень неудачной. Как раз из-за мафии. Некоторые объекты были проданы за очень маленькие деньги. И новые хозяева совсем ими не занимались, более того, не платили даже зарплаты рабочим. Были, конечно, и те кто очень хорошо отработал и сейчас держит приватизированные в свое время объекты на высоком уровне. Но таких оказалось не так много, как хотелось бы. Поэтому сейчас у нас новый этап приватизации. Что касается земли, то у нас есть закон, согласно которому государство продает землю, которая была в собственности государства на аукционе. Под строительство, бизнес. Сельскохозяйственные земли государство отдает на концессию на разные сроки, до 99 лет.

– А кроме инвестклимата, что вы еще можете предложить казахскому бизнесу? Вкладывать деньги в небольшую страну, рынок которой не сравнится даже с казахстанским…

– Никто и не говорит только о внутреннем рынке Македонии. Мы открываем перед казахскими бизнесменами двери в Европу. А это 650 миллионов населения. Это же уже достойный внимания рынок? Ведь Македония является кандидатом в Европейский союз. И у нас есть договор о свободной, то есть беспошлинной, торговле со всеми странами ЕС, и к тому же такой же договор есть и с другими странами – кандидатами в Европейский союз.

– А как насчет торговых отношений между нашими странами? Учитывая нашу высокую товарную импортозависимость, нам кроме нефти, газа и пшеницы особо предложить нечего. А вот вы, как бизнесмен, уже наметили примерные позиции импорта товаров из Македонии? Что можете предложить?

– В Македонии очень хорошие вина. Это наш бренд. Последние два- три года на престижных международных выставках наши вина получают награды, занимая места на одном уровне с лучшими брендами Франции, Испании и Италии. Кстати, я показывал наши вина нескольким вашим бизнесменам. И они заинтересовались. Сейчас мы работаем над этим вопросом. Еще есть высокий интерес к македонскому мрамору. Оказалось, что у вас мало кто знает, что наш белый мрамор самый лучший в мире. Например, здание Мажлиса в Узбекистане облицовано македонским мрамором. Практически все здания в столице Туркменистана облицованные мрамором, это наш белый мрамор. Если видели аэропорт в Абу-Даби, то он тоже облицован именно македонским мрамором. Я показывал вашим специалистам образцы, и они сказали что, да – хороший мрамор. Работаем сейчас и над контрактами поставок мрамора в Казахстан. Еще у нас есть большой кондитерский завод. Думаю, что реально наладить поставки и наших кондитерских изделий.

– Кондитерские изделия из Македонии в Казахстан?

– Да. Наш завод поставляет свою продукцию в 60 стран мира. И если поставляет в Монголию, почему не поставлять в Казахстан? Кстати, мы же на форум привозили и наших бизнесменов. И некоторые отрасли их заинтересовали. И потенциально они готовы открывать свой бизнес здесь. К тому же есть положительный пример. У вас на рынке цемента македонская компания работает уже почти 20 лет. И я с ними встречался, они собираются открывать в ближайшее время небольшое производственное предприятие. Должен сказать у вас очень много свободных ниш. И еще, на что я обратил внимание, у вас плохо развита сфера услуг. Точнее не достаточные для успешного бизнеса коммуникации работников сферы с клиентами. И думаю, наши бизнесмены могли бы многому научить в этой сфере.

– То есть нельзя сказать, что Македонии от Казахстана нужны только деньги, то есть инвестиции?

– Да, это было бы неправильной формулировкой. Экономическая дипломатия наш фокус, но я также работаю на образование и культуру. В этом год у нас 20 лет дипломатических отношений между Казахстаном и Македонией. Недавно было большое мероприятие, дипломатический прием, там были представители 20 стран мира. В этом году я провел много встреч с вашим руководством. Говорили о самых разных возможностях сотрудничества. Я могу уже точно сказать, что есть договоренности с правительством и министерством образования Македонии на выделение двух стипендий для казахстанских студентов, чтобы они смогли получить образование в наших университетах. Я также лично договорился с президентом КИМЕПа на 10 стипендий для македонских студентов, чтобы они получили образование здесь.

Что касается развития культурных отношений, то признаюсь, для меня это личное. Я думаю, что народы должны ближе узнавать друг друга именно через культуру. И я работаю над этим. На следующий год будет неделя македонской культуры в Астане и Алматы. Приедет известная македонская группа, будет совместный концерт с вашим симфоническим оркестром. Потом будет концерт нашего самого известного скрипача и самой известной македонской певицы. У них программа так и называется – «Скрипка и голос». Будет выставка фотографий Македонии, приедут наши самые известные поэты, будет ночь поэзии.

– Вы сказали, что культура, это личное…

– У меня же вся семья работала в сфере культуры. Отец известный театральный актер. Мама преподавала балет. Я сам писал музыку, македонский поп. Кстати, в Алматы был в театре оперы и балета, договаривался о концертах в рамках недели Македонии. Искренне скажу, я восхищен. Прекрасное здание, изумительная лепка внутри, и роскошная акустика! Мне очень понравилось. В этом разбираюсь. Ведь в молодости я работал еще и на местном телевидении. У меня была программа о музыке. Каждое воскресенье с 9 до 11, очень популярная программа была. Работал и на радио, тоже вел программу о музыке. Кстати, был и журналистом, когда закончил магистратуру, вел экспертный блог о Евросоюзе, экономике. Был членом Ассоциации журналистов Македонии. В общем, мой жизненный опыт очень интересный.

– Полностью с вами согласен, от поп-композитора до посла… Но давайте вернемся к Македонии. Вообще-то у вас очень хорошая природа, но о туризме вы ни разу не упомянули.

– Мы работаем и в этом направлении. Скопье, столица Македонии, в 1963 году была практически полностью разрушена сильным землетрясением. Пострадало очень много именно старых зданий, архитектурный облик столицы был потерян. Тогда очень многие страны помогли нам, чтобы вернуть городу прежний облик. Премьер-министр подготовил проект «Скопье 2014», направленный на восстановление прежнего облика. Проект много критиковали. Говорили, что это очень дорого, но сейчас, когда Скопье восстанавливается, много уже зданий заново отстроены по старым чертежам, мы видим, что все было правильно. Более того, мы очень много добавляем памятников, которых не было раньше, у нас же очень богатая история. А отрасль туризма развивается очень хорошо. На нас работает один из известнейших в Европе туроператоров.

Природа действительно хорошая, есть уникальные озера. Например, в одном из озер вода с высоким содержанием йода, я был там с дочерью всего неделю, и после этого у дочери не было проблем с вирусными болезнями целый год. Кстати, есть одно озеро, где три-четыре тысячи лет назад люди жили в домах на воде, мы сейчас это восстановили, как раз в туристических целях.

– Но привлекательность туристических стран это не только места куда можно поехать, немаловажны и цены. Как с этим?

– Цены… Давайте сравним и вы сами решите. Скажем у вас обед на четырех человек в хорошем ресторане обходится в 20 тыс. тенге. Обед из двух блюд, плюс салаты и без спиртного. В Македонии обед на четырех человек в очень хорошем ресторане будет стоить 10 тыс. тенге, при этом стол будет буквально завален разными яствами, и конечно, с нашим вином. Считайте сами, дорого или нет. Мы готовимся открыть македонский центр в Казахстане. Мой друг здесь, бизнесмен, выделил 70 квадратов под это. Вот центр и будет заниматься вопросами развития культурных отношений, в том числе и туризма. Ведь в Казахстане мало что знают о нашей стране, и я намерен это исправить. Например, вы знаете, что Мать Тереза родилась в Скопье? Или что кириллица была придумана в нашем старейшем университете? Я здесь всего год, но надеюсь, что уже много сделал, чтобы казахстанцы узнали о нашей стране. У нас с Казахстаном безвизовый режим. Правда, пока односторонний. Но работаю над тем, чтобы и македонцы смогли летать в Казахстан без виз.

– Семья здесь, в Казахстане?

– Конечно, моя супруга и дети живут со мной в Астане. Когда приехали, дочку отдали в садик детский, сейчас она в школу пошла в Астане, в общую. Учит русский и казахский языки. Ей очень нравится. Мне очень важна поддержка семьи. Я хочу поставить посольство здесь на крепкие ноги. Я первый посол. И начинать всегда сложно.

– Вы сказали дети, кроме дочки еще… сын?

– Да, ему почти год. Кстати, есть еще одно направление для торговли. У нас есть крупный фармацевтический завод. По производству, в нескольких сегментах, первые в Европе. Здесь в Казахстане сейчас продается два препарата нашего завода. Это связано с вопросом лицензий, насколько знаю на лицензирование находится еще несколько препаратов, а это долгий процесс, может занимать несколько лет. И у них есть очень хорошая линейка детских косметических средств. Мне прислали из Македонии большую посылку со всем необходимым для ребенка. Крема, присыпка, детское масло и т. д. И когда я разговаривал с вашими бизнесменами, и показывал эту продукцию, и некоторые заинтересовались этим направлением.

– Кстати, такой вопрос. Здесь вы уже год, и много общались именно с казахскими бизнес- менами. Есть какое-то качество у нашего бизнеса, которое отличает его от македонского?

– Если проводить параллели, то отличие наверное заключается в том, что если в Македонии бизнес в 100 тыс. евро – это большой бизнес, то в Казахстане – мелкий. У вас миллионный размах. Кстати, у вас очень сложно работать с крупным бизнесом, очень сложно добиться встречи с топом госкомпании. Но я вижу, что у вас подрастает другое поколение. Те, кто говорят на двух языках, учились в других странах мира, в университетах Казахстана как: КИМЭП, Туран, КазГЮЮ и Назарбаев. Я вижу в них качества, которые через 5-10 лет сделают из Казахстана другую страну, еще более успешную. Это поколение действует и думает, как европейцы. Они видят выгоду не только для себя, но и для страны. Они открыты к диалогу, активны. Они готовы двигаться к успеху не отдельно, а вместе со страной. Этот процесс трудный и длительный, но я думаю, что у Казахстана большие перспективы, связанные с молодым поколением ваших бизнесменов.

-Спасибо за беседу.

Читайте также