Инвесторы активно выводят деньги из Турции после демпинга рекордного количества акций и облигаций в этом году, сообщает зарубежное издание Bloomberg.
Зарубежные инвесторы вывели $7,6 млрд из активов в 2015 году, включая $1,4 млрд оттока за последний месяц после того, как Президент Реджеп Тайип Эрдоган помог своей партии вернуться к власти, изначально вызывая соперничество за активы нации. Снижение потока инвестиций возобновилось по причине войны в соседней Сирии и российских санкции, которые пошатнули $720 миллиардную экономику страны.
По мнению экспертов Capital Economics Ltd. и SEB AB. снижение продажи турецкой лиры в годовом исчислении близки к показателям 2008 года. Вдобавок, у Турции имеется самый большой дефицит валюты в процентном выражении среди Группы 20 стран. Беспокойство растет из-за подавляющей победы нового правительства на выборах в прошлом месяце, что позволит ему повлиять на Центральный банк для снижения процентной ставки.
"Рынок действительно приветствовал недавние выборы, но я думаю, они были слишком оптимистичны", — заявил Уильям Джексон (William Jackson), старший экономист по развивающимся рынкам в Capital Economics Ltd, Лондон. "Высокий уровень внешнего долга делает уязвимой Турцию к изменениям в настроениях инвесторов. Как только США начинает увеличивать процентные ставки, это нагружает лиру и облигации", заметил он.
Лира упала на 19% в этом году, и приближается к самому большому снижению с 2008 года.
Доходность по 10-летнему долгу выросла на 8 базисных пунктов до 10,36% в 17:04 вечера в Стамбуле, в результате чего, увеличение в прошлом месяце составило 51 базисных пунктов — самый большой показатель среди 24 развивающихся рынков. Лира просела на 0,6% до 2.9088 по отношению к доллару.
Пер Хаммарлунд (Per Hammarlund), главный стратег по развивающимся рынкам в SEB в Стокгольме, прогнозирует падение валюты на 3-7% до 3 лир за доллар к концу декабря. Г-н Джексон из Capital Economics предсказывает снижение на 11% к концу следующего года до 3,25 лир за 1 доллар США, что хуже ранее спрогнозированных Блумбергом 3,08.
Сейчас главный вопрос для инвесторов состоит в том, насколько Центральный банк Турции будет свободен в принятии решении о расходах на кредиты, которые Эрдоган приказал снизить несмотря на рост инфляции и слабую лиру. Также для бизнесменов нужно доказательство того, что государство приет действия для улучшения конкурентоспособности и повышения роста, который ниже 10 летнего среднего показателя.
"Зарубежные инвесторы не уверены в том, что турецкому Центробанку позволят принимать решение по денежной политике самостоятельно", — сказал г-н Хаммарлунд.
Однако, не все так пессимистичны. Credit Suisse Group AG порекомендовал инвесторам увеличить свои доли в турецких акциях на прошлой неделе после распродажи валюты, которая привела к ее обесцениванию.
Кредитные риски
Падение нефтяных цен в этом году помогло Турции с избытком валюты на текущих счетах в августе и сентябре. Это была первая позитивная волна с 2004 года. По мнению экспертов, это поможет сузить объем дефицита до прогнозируемых 5% от производства.
Вто время как лира падает, дефицит по текущим счетам Турции расширяется.
Даже при таком раскладе, Турция остается в числе развивающихся рынков с увеличивающимся долгом частного сектора, что повышает зависимость от внешнего финансирования и ставит под угрозу суверенитет кредитных рейтингов, заявили в Fitch Ratings на прошлой неделе. Fitch и Moody’s опустили рейтинги Турции на самый низкий уровень, а Standard & Poor’s снизило рейтинг страны на один шаг.
"Существует еще много открытых вопросов по поводу будущей экономики и программ реформирования", сказал Дмитрий Баринов, менеджер по финансам в Union Investment Privatfonds GmbH во Франкфурте. "Если Эрдоган попытается стимулировать рост благодаря низким процентным ставкам, это приведет к препятствиям на пути улучшения ситуации с дефицитом валюты, и только усугубит положение банковского сектора. Нам нужно больше прояснений", — заметил г-н Баринов.