Что происходит с тенге?
По всей видимости за последней резкой девальвацией тенге стоит Нацбанк и Правительство.
Всё, что происходит с тенге за последние два месяца (сначала при Келимбетове, а теперь при Акишеве) вызывает очень большое недоумение у экспертов. Давайте посмотрим на два графика, позаимствованных на сайте нашей биржи.
Опять проводится фиксация курса?
Напомню, что новый глава Нацбанка начал свою деятельность в самом начале ноября и тогда было сразу объявлено о прекращении валютных интервенций регулятора для поддержки курса тенге. В результате курс тенге к доллару за 5 рабочих дней подскочил с 280 до 312 (примерно на 11%), а потом, не без помощи Нацбанка, курс тенге стабилизировался на 307 – 308 тенге за доллар. Как видно из графика, такой явно зафиксированный курс продержался ровно месяц. Затем, начиная с 9 декабря за те же 5 рабочих дней тенге обесценился с 308 до 342 (примерно на те же 11%).
Важно смотреть на взаимосвязь ставок РЕПО с курсом тенге
Теперь давайте посмотри на среднюю ставку по однодневным РЕПО. Немного поясню, для чего нужен и как работает данный финансовый инструмент, для тех, кто не детально не разбирается в работе банковской системы.
РЕПО — это операция, когда банк ненадолго занимает тенге у другого банка (включая Нацбанк) под залог ликвидных ценных бумаг (чаше всего – это государственные долговые бумаги). Когда банки занимают деньги на очень короткие сроки (в особенности на один день), то это означает что из-за неравномерности прихода или расхода денег у банка в течении дня возник краткосрочный дефицит денег. Это обычная ситуация для всех банков.
Помимо того, чтобы закрыть краткосрочный дефицит тенге за счет межбанковского заимствования, банки также могут продать валюту, если такая продажа не приведет к дефициту валюты или к нарушению лимита Нацбанка по размеру валютной позиции.
Также напомню, что рамках внедрения инфляционного таргетирования с 2 сентября до 6 ноября в Казахстане просуществовала так называемая базовая ставка. Она устанавливалась Нацбанком на однодневные РЕПО. Вокруг базовой ставки регулятор установил коридор. По нижней границе коридора Нацбанк платил банкам за депозиты, размещенные у него, а по верхней границе базовой ставки давал деньги банкам в размере залога в виде ценных бумаг. Таким образом, если у банка были ценные бумаги, годные для залога, то банк всегда мог занять деньги у Нацбанка по верхней границе базовой ставки.
Из графика ставок по РЕПО видно, что базовая ставка прекратила своё существование 6 ноября. С этого дня Нацбанк прекратил предоставлять деньги банкам совсем, вне зависимости от ставки. В результате, банки вынуждены занимать деньги только у друг друга и ставка на однодневные РЕПО стала формироваться в зависимости спроса и предложения на тенге внутри банковской системы. То есть, если в банковской системе достаточно ликвидности в тенге, то ставки РЕПО держатся на низком уровне. Если же у банков в целом дефицит тенге, то ставки на межбанковские кредиты растут, так как много желающих занять тенге и мало кто может дать их.
При высоких ставках РЕПО не должно быть резкого ослабления курса
Напомню, что управление денежной массой (ликвидностью) нацвалюты в стране – это один из составных элементов денежно-кредитной политики Нацбанка. У регулятора несколько способов, чтобы сократить или увеличить ликвидность тенге в банковской системе. Здесь я на них не буду подробно останавливаться.
Единственное, я хотел отметить, что искусственное сокращение денежной массы в тенге – это один способов Нацбанка для борьбы с резкой девальвацией тенге в период больших девальвационных ожиданий со стороны банков, населения и компаний. Создавая дефицит тенге в стране, Нацбанк таким образом уменьшает спрос на покупку долларов, а также вынуждает банки и их клиентов продавать валюту чтобы получить необходимые тенге для повседневных нужд.
Как видно из графика ставок по РЕПО, после того как Нацбанк прекратил работу базовой ставки, доходность на однодневные РЕПО начала сильно скакать. Это означало, что время от времени в банковской системе был большой дефицит в тенге.
Однако самое интересное — это поведение ставок РЕПО во время самых больших скачков по девальвации тенге (14, 15 и 18 декабря). В эти дни ставки на РЕПО также начали быстро расти и на конец пятницы достигли просто небывалых высот. Такой сумасшедший рост процентных ставок на однодневные деньги означает, что в банковской системе создался просто громадный дефицит тенге.
Такой большой дефицит тенге означает, что у банков и их клиентов нет нацвалюты, чтобы скупать доллары для целей сбережения или спекуляций, и даже для повседневных нужд — для оплаты импорта или возврата валютных долгов. То есть в таких условиях спрос на валюту должен сильно упасть, а значит падение тенге должно остановиться. Однако этого не происходит. Почему? Давайте попробуем разобраться с этим.
В условиях дефицита тенге девальвации быть не должно
Прежде всего необходимо сказать, что сегодня нет ажиотажного спроса на валюту со стороны населения и компаний. У кого были свободные средства в тенге уже давно перевели их в валюту. На сегодняшний день импорт товаров сильно упал из-за того, что в результате ряда девальваций нацвалюты снизился спрос на такие товары, а также выровнялся курс тенге к рублю и другим валютам.
С другой стороны, нужно отметить, что курс тенге к доллару растет (тенге девальвирует), когда есть хоть небольшой спрос на валюту, но никто не продает доллары. С этой точки зрения у экспортёров сырья резко упала валютная выручка, но даже получив валюту они не спешат продавать её, поскольку у них остаются большие девальвационные ожидания. Однако обвинять их в таком поведении нельзя, поскольку девальвационные ожидания в стране создает сам Нацбанк, своей непонятной и непрозрачной денежно-кредитной политикой.
Также, раньше Нацбанк продавал валюту из своих валютных резервов и Нацфонда. На сегодня (как он сам говорит) регулятор прекратил продавать валюту для поддержания курса по вполне понятным причинам — поток нефтедолларов в страну уменьшился в разы и валютные резервы страны быстро истощаются.
Есть еще один источник валюты на рынке – это сами банки. В дни последней резкой девальвации (14 – 18 декабря) интересно было отметить их поведение. В условиях дефицита тенге у них всегда есть возможность продать валюту в рамках лимита Нацбанка по валютной позиции, чтобы получить так необходимые им тенге для выполнения каждодневных операций. Однако они явно не хотят продавать доллары и готовы занимать тенге уже под более чем 200% годовых. Нежелание банков продавать валюту говорит о том, что у них также остаются большие девальвационные ожидания и они готовы платить громадные процентные ставки некоторое время.
После изучения всех участников валютного рынка (кто продает или покупает валюту) так и остается не понятным за счет чего резко девальвирует нацвалюта в условиях жесткого дефицита тенге в стране. Однако здесь возможных вариантов не так много.
В последней резкой девальвации виноваты Нацбанк и правительство
Нацбанк говорит, что сейчас курс тенге к доллару растет из-за падения цен на нефть. Однако в условиях жесткого дефицита нацвалюты на рынке, фундаментальные факторы, влияющие на ускорение девальвации, плохо или совсем не работают.
Также в условиях дефицита тенге, некоторые банки могут уже совсем небольшими суммами двигать курс тенге, однако Нацбанк в последнее время резко усилил контроль за валютным рынком. При этом, в ситуации текущих небольших объемах валютных торгов такие действия банков легко выявляются, и вряд ли хоть какой-то банк захочет попасться на этом.
В принципе остаются только два варианта. Реально влиять на курс тенге могут сегодня два государственных органа – это Нацбанк и правительство.
У правительства всегда есть тенге и по предыдущему опыту можно сказать, что оно время от времени дает кредит некоторым банкам и компаниям (прежде всего госкомпаниям) по очень дешевым ставкам. Если ставки на межбанковские кредиты в тенге превысили 200% годовых, а вам правительство или Нацбанк дают кредит под 3% то, что называется, почему бы не воспользоваться тяжелой ситуацией на валютном рынке.
Однако, исходя из вышесказанного, остается полное ощущение, что сам Нацбанк намеренно девальвировал тенге, поскольку в условиях дефицита нацвалюты только он может сделать это без последствий для себя. Причины для такой девальвации очевидны это: улучшить платежный баланс страны, сократить дефицит госбюджета, улучшить ситуацию с валютными резервами страны и Нацфондом и так далее. Однако с учетом того, что такая девальвация является искусственной, а не рыночной, то возникает вопрос — а не была ли она сделана с большим запасом, как в свое время заявлял Кайрат Келимбетов про девальвацию, осуществленную Нацбанком в феврале 2014 года?