Представители казахстанских инвестиционных компаний подвели итоги уходящего 2015 года, ответив на вопросы — каким был 2015 год для рынка ценных бумаг Казахстана? Какие ключевые события произошли в 2015 году?
Тимур ТУРЛОВ, генеральный директор ИК «Фридом Финанс»:
2015 год был довольно волатильным и богатым на события. Основными темами года стали девальвационные ожидания и дальнейшее ослабление тенге, снижение цен на нефть и металлы, а также появление целого ряда новых инструментов и развитие первичного рынка.
Проседание рынка в начале года сменилось ростом основных бумаг в сезон отчетностей, однако переход к плавающему курсу привел к летней коррекции. Затем, резкое ослабление тенге в конце лета до 300 тенге за доллар привело к оживлению и возврату интереса к рынку акций.
В апреле состоялось успешное первичное размещение медно-никелевой компании «БАСТ», акции которой выросли на 29% в первый день торгов. Затем локальное восстановление цен на нефть к весне 2015 года на фоне весеннего распределения дивидендов помогло рынку дойти до 900 пунктов по индексу KASE. Сильные отчетности «КазТрансОйл», «Народного Банка» и дивидендные выплаты поддержали рынок в начале лета.
Пик рынка был достигнут в ходе июньского ралли, после чего началось усиление девальвационных ожиданий, которое в конце концов, вылилось в переход к плавающему курсу тенге. Национальная валюта начала последовательно слабеть с августа до осени с 185 до уровня 310 тенге за доллар. После стабилизации курса на уровне 300 тенге мы увидели частичный выход из доллара и рост спроса на акции с внутренними идеями.
Значимым событием стало ралли акций KEGOC, которые после консолидации ниже 500 тенге начали уверенно расти, и достигли целей выше 750 тенге за акцию осенью 2015 года.
На фондовом рынке впервые в истории рынков СНГ начали торговаться паи ETF SPDR SPY, фонда на S&P 500 — самого крупного в мире фонда и самого популярного среди инвесторов. BAC стал ликвидным, его признал рынок, бумага нашла своего инвестора на KASE.
По итогам года можно сказать, что волатильность, связанная с колебаниями курса тенге постепенно отходит на второй план, и мы начинаем видеть восстановление интереса к акциям компаний экспортеров и инфраструктурных компаний.
Бахт НИЯЗОВ, основатель АО «Real Invest Group»
Все значимые события прошедшего года на фондовом рынке Казахстана носили не очень позитивный характер. Если в прошлые годы основным трендом было сжатие рынка за счет ухода с него основных инвесторов и внедрения регулятором все новых и более жестких норм регулирования в отношение профессиональных участников рынка и коллективных форм инвестирования, то в 2015 году все обстоятельства сложились так, что рынка как такового по сути не стало.
Разные факторы повлияли: это и политика государства, отсутствие последовательности в ключевых решениях и крайне неудачное народное IPO KEGOC, да и общая дискредитация самой идеи, и непоследовательная, абсолютно обособленная политика ЕНПФ, ну и конечно макроэкономические факторы.
В конечном итоге подрыв доверия к тенге и его двукратная девальвация стали последним шагом на пути приведения рынка ценных бумаг Казахстана к тому нулевому уровню, с которого мы когда-то начинали. В этом плане для меня было очень символичным, что Азамат Джолдасбеков инициировал в Facebook группу «Новые 90-е: перезапуск фондового рынка». Реальность такова, что теперь действительно мы имеем крайне сложную ситуацию. Но отличие в том, что в 90-е мы не имели рынка, но имели большое количество потенциальных инвесторов, готовых пойти на риск, инвестировать, попробовать себя в роли совладельцев ведущих казахстанских компаний, так называемых флагманов нашей экономики.
Что мы имеем сейчас? Это можно назвать разочарованием, и это касается не только профессиональной среды, а больше обычных людей, вложивших деньги в казахстанские акции. Намного сложнее сделать перезапуск рынка в условиях, когда большая часть людей получило крайне негативный опыт.
Талгат КАМАРОВ, председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз»:
– Уходящий год был удручающим для всего рынка ценных бумаг. Капитализация рынка акций, как показатель стоимости флагманов экономики без учета неторгующихся акций НК КМГ, составила на сегодня $14,5 млрд и снизилась с начала года в долларовом выражении на 42%. А по сравнению с докризисным летом 2008 года и вовсе на 85%. При этом удешевление активов не привлекает ни внутренних, ни внешних инвесторов.
Участившиеся в последнее время приступы ступенчатых девальваций тенге заставляют спекулянтов отсиживаться окопах. Объем торгов акциями за 11 месяцев 2015 года снизился относительно аналогичного периода 2014 года на 75% (без учета сделки по продаже 10% акций НК КМГ). Основное внимание инвесторов было приковано к пикирующей цене на нефть, которая снизилась на 35,5%, до семилетних минимумов, на фоне появления на нефтяном рынке множества независимых производителей сланцевой нефти.
Замедление ведущей экономики Китая, перепроизводство сырья и экономические санкции против России привели к массовому оттоку капитала с развивающихся рынков и обвалу цен на промышленные металлы.
В итоге акции РД КМГ и «Казминералс», вес которых в индексе КАSЕ составляет 32,8%, обесценились с начала года в долларовом выражении на 50 и 60% соответственно. И если сам индекс КАSЕ в тенговой стоимости похудел лишь на 8,1%, то в пересчете на доллары снижение составило 51,8%. Остальные 67,2% представители индекса КАSЕ («Казахтелеком», Kcell, «КазТрансОйл», Народный банк и Банк ЦентрКредит), не имеющие отношения к сырью, тем не менее ощутили на себе холодное дыхание кризиса. Слабым утешением для инвесторов можно назвать рост акций KEGOC с начала года на 40%, до 700 тенге.
Айвар БАЙКЕНОВ, начальник аналитического департамента АО «Асыл-Инвест»:
– 2015 год выдался весьма сложным как для фондового рынка, так и для всей финансовой системы страны. Мы наблюдали полноценный кризис, который при этом еще не завершен и может продолжиться на протяжении всего следующего года. К сожалению, действенных шагов по решению проблем сделано не было, и в новый год мы вступаем с вопросами, на которых официальных ответов пока нет:
Где остановится курс тенге и когда спадут девальвационные ожидания?
Что будет с тенговой ликвидностью и какой будет ее стоимость?
Будут ли предприняты реальные меры по развитию фондового рынка и восстановлению спроса на тенговые активы?
Какой будет инвестиционная политика ЕНПФ и будут ли привлечены частные фонды?
Как будет проходить государственная программа приватизации и состоятся ли новые IPO?
Именно эти пять факторов будут влиять на фондовый рынок страны и диктовать настроения инвесторов, будь то локальные или зарубежные, по отношению к торгуемым на казахстанской бирже инструментам.
Главным ударом по рынку ценных бумаг Казахстана в этом году стали сильные девальвационные ожидания и фактическое обесценение тенге до рекордных уровней. Девальвация национальной валюты с начала 2015 года превысила 90% (курс доллара вырос с 182 до 348 тенге), при этом было, так сказать, четыре волны обвала.
Опасения относительно валютного курса серьезно ударили по фондовому рынку страны, который и без того испытывал нелегкие времена. После августовских максимумов 2014 года казахстанский индекс KASE начал стремительно падать вниз. В марте текущего года был зафиксирован многолетний минимум после обвала на 42%. С того момента наблюдался определенный отскок (+15%), однако данное восходящее движение носило скорее искусственный характер и создавалось при активном участии ЕНПФ в первой половине 2015 года и отдельных инвестиционных фондов.
В частности, это было видно по акциям KEGOC, которые, несмотря на общее падение рынка, а также огромные валютные долги, демонстрировали невероятный рост (в моменте рост достигал 52% с момента IPO и 140% с мартовских минимумов). В целом можно сказать, что второе размещение в рамках программы «Народное IPO» было проведено не в благоприятное время, и репутационные риски заставили главных участников применить различные инструменты по обеспечению поддержки котировок, дабы, так сказать, не вызвать гнев «народных» инвесторов.