Иран приходит на нефтяной рынок в тот момент, когда отметка в 20 долларов за баррель марки Brent не выглядит такой уж далекой. Уход ниже нее маловероятен, так как в этом случае добыча «черного золота» теряет рентабельность. Не стоит ожидать и роста цен выше 30 долларов за баррель при существующем превышении предложения. Такие рассуждения опрошенных экспертов позволяют предположить, что в ближайшие полгода-год стоимость нефти может держаться именно в указанных пределах. Помимо этого собеседники «Къ» поделись соображениями о том, как будет меняться глобальный нефтяной рынок, и каким странам выгодна низкая стоимость на энергоресурсы.
Аналитики Schildershoven Finance, в частности Иван Финк, исключили возможность спекулятивного обвала нефтяных котировок из-за выхода Ирана, потому что новость о снятии санкций с этой страны не была сюрпризом для рынка. Значит внимание стоит уделить фундаментальным факторам. По мнению экспертов, сейчас рынок будет внимательно наблюдать за динамикой добычи нефти в США, России, а так же некоторых странах Латинской Америки, таких как Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия. Если при текущих уровнях цен мировые объемы добычи останутся неизменными или начнут расти за счет Ирана, цены снова двинутся вниз. При этом, как было отмечено выше, по их мнению, падение нефтяных котировок ограничится уровнем в 20 долларов за баррель.
«Расходы на добычу 1 барреля нефти для 30% игроков находятся на уровни около 20 долларов. При падении цен до таких значений, нефтяным компаниям будет выгоднее немедленно свернуть производство. В противном случае, каждый добытый баррель будет увеличивать убытки», — говорит Иван Финк.
В свою очередь, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Богдан Зварич склонен полагать, что на рынке энергоносителей возможен некоторый отскок, который выведет нефть марки Brent выше уровня 30 долларов за баррель. Причиной этому, как он объяснил, может послужить фиксация прибыли по коротким позициям, вызванная фактом снятия санкций с Ирана.
«Здесь может подействовать принцип: «открывай позиции на слухах, закрывай на фактах». Этот же принцип влиял на рынок нефти в 2015 году, когда новости о возможном снятии санкций приводили к снижению цен на нефть. Однако более серьезного роста цен на нефть в первой половине этого года ожидать не приходится. Превышение предложением уровня потребления на 1,5 млн. баррелей в стуки, не позволит нефти уйти сильно выше уровня 30 долларов», — уверен эксперт.
Если говорить о том, как может поменяться расклад на глобальном рынке, Богдан Зварич ожидает, что Иран будет стремиться, как минимум вернуть свою нишу, которую после наложения санкций заняли Саудовская Аравия и Ирак. Возможно, за счет демпинга цен на европейском рынке.
Открытым для представителя «ФИНАМ» остается вопрос, как быстро в стране смогут наращивать добычу. В экспертной среде считают, и на это указывает Богдан Зварич, что возможности Ирана ограничены, так что поднять добычу на те же 500 тыс. баррелей в сутки, о которых сейчас идут разговоры, она сможет не раньше, чем через 12 месяцев.
Геополитический взгляд
Аналитик Schildershoven Finance Иван Финк обратил внимание на то, что фундаментально развитые страны остаются в выигрыше от дешевых цен на нефть, хотя из-за обрушения экономик нефтезависимых государств, это может и негативно сказываться на объеме их экспорта.
«Сейчас развитые страны являются бенефициарами. Поэтому выход Ирана выгоден США, Японии, Германии и прочим странам Евросоюза, для которых нефтяной сектор не является ключевым. Для большинства стран Латинской Америки, а так же стран для которых нефть является стратегическим экспортным товаром, текущие цены – сильный негативный фактор. Страны-лидеры организации OPEC так же терпят убытки, сталкиваются с необходимостью сокращать государственные расходы и использовать золотовалютные резервы для поддержания национальных валют», — описал ситуацию собеседник «Къ».
Более подробно останавливаясь на странах-членах OPEC, эксперт отметил, что главная организация стран-экспортеров достигла определенных успехов в балансировке нефтяной индустрии.
«Главная цель, поставленная на совместном заседании членов OPEC, заключается в увеличение рыночной доли картеля. Основной мишенью для OPEC стала сланцевая добыча нефти в США. Давление на нефтяные компании уже достигло критических уровней и в скором времени ожидается сокращение производства в США, Мексике, Колумбии, Бразилии и прочих странах не входящих в OPEC, поэтому картель добился определенных успехов в балансировке нефтяной индустрии. Главный вопрос, когда OPEC сочтет нужным прекратить балансировать рынок и позволит нефтяным котировкам подняться до нормальных уровней», — комметирует Иван Финк.
Аналитики Schildershoven Finance подчеркивают, что не являются сторонниками теории, согласно которой обвал мировых нефтяных цен – результат влияния США на глобальную политику,чтобы, скажем, оказать давление на экономику России и ослабить ее геополитические влияние. Но при этом они поделились интересными наблюдениями.
«С начала нефтяного кризиса в Латинской Америке политическая ситуация изменилась в сторону улучшения отношений с США. Так на президентских выборах в Аргентине победил оппозиционный проамериканский кандидат. На выборах в конгресс Венесуэлы так же победила оппозиция, настроенная на сближение с США. В Бразилии, крупнейшей стране Латинской Америки, действующий президент на грани потери власти в то время, как оппозиционный кандидат так же выступает за укрепление отношений с крупнейшей экономикой мира. Истинные причины падения цен на нефть, скорее всего, станут известны только нашим потомкам», — резюмировал Иван Финк.