В настоящее время мировые цены на нефть находятся под влиянием опасений об увеличении переизбытка предложения на рынке ввиду возвращения на него иранской нефти. 18 января цены на нефть марки Brent в ходе торговой сессии обвалились ниже $28 за баррель. В четверг котировки составили $27,54 за «бочку», однако согласно прогнозам Morgan Stanley, Goldman Sachs и Citigroup, нефть в ближайшей перспективе опустится в районе $20 за баррель. При этом в Казахстане власти по-прежнему предпочитают замалчивать об удручающих реалиях нефтегазового рынка, сообщает Zakon.kz.
Как известно, из-за обвала цен на нефть на мировом рынке практически все нефтедобывающие страны оказались в тяжелейшей экономической ситуации.
В настоящее время о своем банкротстве заявили более 30 небольших американских компаний, работающих в нефтедобывающей отрасли. Еще около трети нефтекомпаний США на стадии банкротства, процедура должна завершиться к середине 2017 года – такие данные в своем исследовании приводит компания Wolfe Research. В AlixPartners считают, что североамериканские нефтяники теряют при нынешних ценах примерно $2 млрд каждую неделю. Аналитики Morgan Stanley в свою очередь уверены, что для недропользователей ситуация более сложная, чем была в 1986 году, когда нефть за шесть лет подешевела на 71,4%, упав ниже отметки в $10 за баррель.
Нефтегазовые компании Казахстана едва ли находятся в лучших условиях. Как ни парадоксально, внешнее давление сопровождается для них еще и давлением внутренним.
В ноябре 2015 года правительством страны было принято решение о повышении акцизов на отечественный бензин – для зарубежных поставщиков ставка осталась прежней, тем самым местные производители были загнаны в невыгодное положение относительно импортной продукции.
Отметим, что чиновники республики в настоящее время, как и пять месяцев назад, продолжают утверждать, что повышение акцизов позволяет держать нефтяников в узде и не дает им возможности получать сверхмонопольные доходы. Но ситуация уже давно не соответствует этим заявлениям.
Сверхдоходы невозможны при цене нефти ниже $30 за баррель. Приоритетным здесь является — удержать «на плаву» производство и выплатить заработную плату работникам. Нельзя забывать и о том, что национальная валюта за последний год обесценилась вдвое относительно американского доллара.
Другой пример: экспортная таможенная пошлина (ЭТП) на темные нефтепродукты в Казахстане по-прежнему находится на высоком уровне, хотя эксперты не раз выступали с предложением об ее отмене ввиду недостаточного потребления темных нефтепродуктов, в частности, мазута, внутри страны.
Напомним, министр энергетики Владимир Школьник на брифинге в СЦК в прошлую пятницу прокомментировал сложившуюся ситуацию.
«В Казахстане наблюдается переизбыток мазута, он не востребован ввиду того, что на мировом рынке цена на него очень низкая – $120 за тонну. Фактически это стоимость нашего мазута с учетом транспортировки. Сейчас с министерство национальной экономики идет обсуждение об уменьшении таможенной пошлины на мазут», — заявил министр.
Согласно данным МНЭ РК приказ о снижении ЭТП с $60 до $40 за тонну уже подписан (но еще не вступил в силу, поэтому отрасль пока в ожидании этого документа). Другими словами на каждый баррель приходится теперь $5,4 пошлины против $8,1 ранее, однако при текущих ценах на «черное золото» это значительная величина. Получается, что снижение ЭТП на $20 на тонну соответствует снижению примерно на $2,7 на баррель, хотя за период с предыдущего уменьшения пошлины в марте 2015 года (с $80 до $60 за тонну) нефть на мировом рынке подешевела примерно на $30 за баррель.
Такие подсчеты были приведены в СМИ экспертами, которые таким образом озвучили свою позицию о необходимости более существенного уменьшения экспортной пошлины. Более того, ЭТП в Казахстане так и не привязали к мировой цене на нефть, хотя изначально такой шаг планировался со стороны правительства, более того – активно поддерживался и экспертами, и участниками рынка.
«Мы с министерством национальной экономики рассматриваем вопрос об утверждении шкалы ЭТП в зависимости от цены на нефть», — сказал Владимир Школьник, на брифинге в СЦК в прошлую пятницу.
Причина, по которой ЭТП пока оставлена в формате фиксированной ставки, скорее всего, как отмечают эксперты, заключается в намерении не допустить значительного сокращения поступлений в бюджет. Ведь именно сборы от этой пошлины идут в республиканскую казну. Однако если ситуация на рынке не изменится и государство по-прежнему будет старательно избегать нарастающих как снежный ком проблем нефтяников, то страна в этом случае может недополучить гораздо больше, нежели просто поступления в бюджет.