Сильные и слабые стороны игроков на политическом поле накануне выборов проанализировал исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау», политолог Еркин Иргалиев. Он поделился с «КурсивЪ» своим видением пролога и эпилога выборов.
«В сегодняшних реалиях понятия «сила» и «игрок» лучше сразу уточнить. Если понимать «силу» в самом примитивном смысле как «жесткую силу», в плане административного ресурса – то тут, конечно, преимущество на стороне «Нұр Отана», – говорит эксперт. – «И тех политических партий, которые Акорда решит допустить в парламент. Потому что ни одна не обладает возможностью развернуть сеть своих наблюдателей на всех избирательных участках даже в областных центрах. Не говоря уже о других населенных пунктах».
По мнению эксперта, никто из нынешних участников парламентских выборов не обладает в полной мере «мягкой властью», т.е. силой убеждений. «Если раньше дефицит привлекательных идей как-то старались восполнить личностным фактором, привлекательными лидерами – то сегодня даже «партия власти» вынуждена пускать «паровозами» партийных списков эстрадных певцов и спортсменов». Скорее всего, на этом весь запас политтехнологий можно считать исчерпанным, и дело ограничится опять «массированной бомбардировкой» электората через СМИ, особенно телевидение, считает эксперт.
Но это всё уже устаревший арсенал, «не вызывающий ничего кроме раздражения». Вместе с традиционными приемами прямой пропаганды: листовками, встречами с избирателями, походами «от двери к двери». Поэтому, по мнению Иргалиева, здесь уместно говорить больше об идеологической слабости предвыборной работы, чем о сильных сторонах.
Тем паче о более высоком уровне силы – «умной власти» (сочетании жесткой и мягкой сил) говорить пока не приходится. Как не приходится говорить и об игроках. «Тут, скорее всего, пойдет спектакль, а не спортивное состязание!». То есть, уточняет Е.Иргалиев, можно говорить об «актерах», но не об «игроках».
В свете вышесказанного, «каких-либо новаций в политическом курсе нового Мажилиса» по мнению Е. Иргалиева, не ожидается. Ни в плане понимания курса парламентских партий как «направления движения», ни в смысле их политических «котировок, цены, стоимости». Вся его работа продолжится в русле генеральной линии «100 шагов».
Оценивая качественный состав зарегистрированных фигурантов Е.Иргалиев, отметил — пока «прохождение тех или иных «актеров» в первый состав спектакля» зависит не от волеизъявления электората, а от «неких кулуарных раскладов и договоренностей» и что-либо предполагать и анализировать он не видит смысла.
Открытым остался и вопрос о том, кто из действующих лиц какой партии мог бы принести максимальную пользу на его взгляд? «Ждать общественную пользу от зависимых персоналий, думаю, не надо»,- заметил политолог. – «Единственная надежда – чтобы «театр» не превратился в «цирк»!».