Вопрос привязки ставки экспортной таможенной пошлины на нефть к мировой цене на черное золото наконец разрешился. С 1 марта текущего года будет введена плавающая ставка ЭТП.
Так, например, при мировых ценах на нефть ниже $25 за баррель ставка ЭТП будет равняться нулю. Если цена поднимется выше $25 за баррель, ставка ЭТП будет определяться в соответствии с утвержденной шкалой. То есть, с ростом/снижением мировой цены на нефть будет соответственно увеличиваться/снижаться и размер ЭТП. Об этом 15 февраля 2016 г. сообщил в ходе селекторного совещания Правительства министр национальной экономики РК Ерболат Досаев.
«Для поддержки нефтегазового сектора и горно-металлургического комплекса предусмотрено предоставление льгот по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – «Къ»), введение плавающей ставки ЭТП на нефть с привязкой к мировой цене с 1 марта 2016 года, а также снижение ЭТП на мазут до 30 долларов за тонну для обеспечения финансовой стабильности нефтегазового сектора», – сказал министр.
Рука помощи
Напомним, возможность привязки расчета ЭТП на нефть к стоимости углеводородного сырья на мировых рынках стоит ребром уже около года. Дело в том, что, как ранее отмечалось заместителем министра энергетики Узакбаем Карабалиным, ставка ЭТП на нефть является фиксированной. То есть она не привязана к мировой цене на нефть и не учитывает уровень рентабельности плательщиков пошлины. Вместе с тем, себестоимость добычи нефти остается высокой, а цены на сырье, хоть в последнее время и растут, – низкими, из-за чего продолжает снижаться и рентабельность нефтедобывающих компаний.
«В данном вопросе нефтегазовая отрасль выступает одновременно в двух ролях: как главный драйвер роста экономики и пополнения бюджета, а также Национального Фонда, и с другой стороны – как самостоятельная отрасль, которая, как и другие сферы экономики, нуждается в поддержке», – говорит независимый аналитик в нефтегазовой сфере Олжас Байдильдинов. – «То есть практически всем отраслям экономики РК была оказана различная государственная помощь: для автопроизводителей – заградительные пошлины и сборы при стимулировании спроса посредством низких кредитных ставок, для строительного сектора – новые госзаказы и аналогичное стимулирование спроса населения, МСБ – новые транши государственной помощи и другие меры. В этой связи нефтегазовая отрасль, в действительности, также нуждается в поддержке. Одной из форм которой и является снижение различных выплат (либо их отсрочка)».
Все ниже и ниже
Принимать активные меры по снижению налоговой нагрузки на добывающие компании стали в начале прошлого года. Так в феврале 2015 г. при Министерстве национальной экономики была создана рабочая группа. В ее состав были включены представители Министерства финансов, Министерства энергетики, АО «НК «КазМунайГаз» и ассоциации KAZENERGY. Основной задачей, стоявшей перед группой, было изучение возможности разработки методики по исчислению вывозной таможенной пошлины на нефть с привязкой к мировой цене, а также применение льготной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по низкорентабельным месторождениям. Также группой рассматривалась возможность зачета недропользователям ЭТП при уплате рентного налога.
В результате 10 марта был вынесен на голосование подготовленный Миннацэкономики проект снижения ЭТП, по итогам которого ставка была снижена с $80 до $60 за тонну (в дальнейшем, с 1 января 2016 г. ее вновь опустили – уже до $40 за тонну). Также были приняты законодательные поправки, позволяющие в случае снижения средней рыночной цены на сырую нефть ниже $540 за тонну (по результатам ежемесячного мониторинга) устанавливать размер ставок ЭТП на товары, выработанные из нефти, без применения формулы.
А так ли нужна ЭТП?
Однако в KAZENERGY сочли, что данных мер недостаточно. Потому ассоциацией были внесены предложения по разработке методики исчисления экспортной пошлины на нефть с привязкой к мировой цене. Специалисты KAZENERGY ратовали за дальнейшее снижение ставки ЭТП или вовсе ее полную отмену, что, как пояснил «Къ» г-н Байдильдинов, не лишено смысла.
«Сам механизм ЭТП неоднократно подвергался критике, поскольку он фактически дублирует НДПИ – нефтедобывающие компании сначала платят налог на добычу полезных ископаемых и затем при экспорте нефти платят таможенную пошлину на тот же самый добытый объем нефти», – говорит эксперт. «Кроме того, не все недропользователи платят ЭТП и другие налоги/выплаты, так как часть из них работают по Соглашениям о разделе продукции (СРП), по которым налоги и платежи взимаются на основе действовавших ранее ставок/принципов. Экспортная таможенная пошлина – это сравнительно новый для Казахстана инструмент, причем в основном его уплачивают именно казахстанские компании, которые добывают дорогостоящую нефть (по сравнению с крупными международными консорциумами)».
Мировой опыт
Вместе с тем, как говорит эксперт, снижение налоговых выплат и прочие подобные меры поддержки нефтегазовой отрасли применяются практически во всех странах и, очевидно, будут продолжать применяться до момента стабилизации мировых цен. В качестве примера можно привести Россию, где сам механизм плавающей ставки ЭТП используется уже достаточно давно – величина пошлины в РФ рассчитывается ежемесячно в соответствии со сложившимися ценами на мировых рынках.
«В целом, мера выглядит оправданной, с учетом текущей ситуации, и будет иметь положительный эффект для нефтедобывающих компаний», – подводит итог г-н Байдильдинов.