Казахстан может справиться с трудностями и без резервных средств Евразийского фонда стабилизации и развития, говорят эксперты. По заявлению министра финансов РК Бахыта Султанова Казахстан никогда не обращался за помощью к фонду, однако по информации одного из аналитиков, Казахстан уже использовал средства для инвестиционных проектов.
Министр финансов РК Бахыт Султанов представил поправки к договору об учреждении Антикризисного фонда и Соглашение об управлении средствами Фонда, подлежащие ратификации.
В ходе пленарного заседания сената парламента принят Закон РК «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года и Протокола о внесении изменений в Соглашении об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества от 9 июня 2009 года.
Антикризисный фонд ЕврАзЭС учрежденный в 2009 году, в июне 2015 года был переименован в Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР). За время существования фонда Казахстан не прибегал к средствам организации. Эксперты рассказали, почему необходимости в привлечении союзных резервов не возникло, и о том, как ЕФСР поможет Казахстану в критической ситуации.
В чем сила?
Аналитик группы компаний "ФИНАМ" Богдан Зварич считает, что острой нужны во внешних средствах с 2009 года попросту не было, однако в нынешнем положении Казахстану может понадобиться поддержка. «Экономика Казахстана была достаточно устойчивой, чему способствовали и высокие цены на нефть. Поэтому необходимости в дополнительных средствах не было. Сейчас же когда ситуация в экономике ухудшилась, средства фонда могут быть направлены на развитие различных проектов, которые в дальнейшем своими показателями могут поддержать экономическое состояние страны. В частности, речь может идти об инфраструктурных проектах», — рассказал он.
По его мнению, в случае, если Казахстан прибегнет к средствам фонда, это позволит не только сохранить существующие проекты, но и также стимулировать развитие сопутствующих предприятий, что даст эффект мультипликации вложенных средств.
По мнению старшего аналитика Альпари Анны Бодровой финансовые потребности вполне удовлетворял Нацбанк и Минфин, по этой причине Казахстан не использовал возможности ЕФСР.
«У правительства Казахстана накоплено достаточное количество собственных резервов для решения своих проблем. Кроме того, размер самого фонда не столь велик для решения макроэкономических проблем Казахстана», — отмечает и аналитик ГК FOREX CLUB Валерий Полховский.
Однако, что касается инвестиционных кредитов, то Казахстан уже реализовывал проекты за счет фонда. Например, промышленное освоение месторождения хромитов «Восход», промышленное освоение месторождения урана «Заречное» и организация промышленной утилизации попутного нефтяного газа на месторождении «Кенлык», рассказал г-н Полховский.
Не просто ларчик открывался
При текущей экономической ситуации, занять у ЕФСР довольно сложно, считает экономист Дамир Баймолдин. Он отметил, что первоначальный размер антикризисного фонда ЕАЭС который который равнялся $8,5 млрд, по обновленным данным сократился до $ 7 млрд.
«Фактически на конец 2014 года размер антикризисного фонда ЕЭС составлял чуть больше $3,7 млрд, из них свободными оставались $0,685 млрд, и то эта сумма большей частью сложилась из-за отказа в последнем транше Республике Беларусь (около $0,5 млрд) и операционного дохода», — добавил он.
При основании фонда, фактически государства должны были внести только 10% от этой суммы. Остальные 90% от суммы – это векселя до востребования, пояснил экономист.
«В итоге получается, что чтобы занять в антикризисном фонде ЕЭС сверх свободных средств, надо этот фонд пополнить. А у всех стран участниц сейчас экономические проблемы», — пояснил г-н Баймолдин.
Он подчеркнул, что что Казахстан, как и другие страны-участницы, вошел в фонд на весьма неравных условиях. «Первоначальный взнос Республики Казахстан в 100 раз превысил взнос Республики Белорусь, а претендовать они могут на максимальный размер помощи от размера фонда 24% и 21% соответственно», — резюмировал эксперт.
Нужна ли помощь
Г-н Полховский считает, что Казахстан и сейчас вполне обойдется и без средств фонда. «Фонд в большей степени выступает как антикризисный для небольших членов евразийской интеграции. Либо занимается относительно небольшими по сравнению экономикой Казахстана проектами. Они просто не сыграют ключевой роли в развитии», — пояснил г-н Полховский.
По инвестиционным кредитам рассчитывать на средства фонда можно только при реализации проектов, которые будут способствовать евразийской интеграции, к таким относятся в основном инфраструктурные проекты. Но размеры фонда также не представляют необходимости в привлечении его средств. «С проектами, которые реализовываются с его участием, в случае острой необходимости, может справиться и банковская система Казахстана», — отметил он.
Аналитик, не ожидает, что размер ЕФСР будет увеличиваться в ближайшем будущем из за-сложившейся ситуации в экономиках стран участниц союза.
Г-жа Бодрова предполагает, что острая необходимость в подобном источнике средств может возникнуть в том случае, если Казахстан начнет процесс диверсификации экономики и отказ от сырьевой модели. «Пока об этом на серьезном официальном уровне разговоров нет, поэтому и просчитывать варианты бессмысленно. У фонда изначально был обозначен механизм пополнения средств, он пока и будет работать», — добавила она.
Начальник отдела сопровождения и планирования проектного блока ЕФСР Артак Азизян пояснил, что источники финансирования определяются участниками ЕФСР, исходя из своих приоритетов. «Вопрос — прибегать к заемным средствам Фонда или нет — должен быть адресован представителям Республики Казахстан», — ответил специалист.
Справка:
Антикризисный фонд ЕврАзЭС учрежден в 2009 году. В том же году, Казахстан ратифицировал Договор об учреждении указанного Фонда и Соглашение об управлении его средствами.
В состав фонда входят Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Кыргызстан, и Таджикистан. Фонд создан в целях преодоления негативных кризисных последствий, обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств-участников фонда, путем предоставления грантов государствам-участникам Фонда для финансирования государственных программ в социальной сфере. Функции депозитария возложены на Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Первоначальные доли участия: Россия –$ 7,5 млрд, Казахстан – $ 1 млрд, Беларусь – $10 млн, Кыргызстан – $1 млн, Таджикистан — $1 млн , Армения –$1 млн.