Инвестиции

Что сулит недропользователям объединение Налогового и Таможенного кодексов?

Перспектива объединения Налогового и Таможенного кодексов РК тревожит недропользователей

Горно-металлургические компании Казахстана опасаются возможного увеличения как прямой, так и косвенной налоговой нагрузки на предприятия в связи с объединением Налогового и Таможенного кодексов РК.

Напомним, председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулет Ергожин сообщил об объединении кодексов 25 февраля 2016 г. в ходе круглого стола на тему «Реформирование налоговой системы и совершенствование таможенного администрирования».

«Коротко остановлюсь на инициативе, к которой мы приступили с первого января (2016 года) – это разработка объединенного Кодекса государственных доходов, с установлением единого механизма администрирования налогов и таможенных платежей, унификацией налоговых и таможенных процедур и оптимизацией бизнес-процессов администрирования», – заявил Ергожин.

По принципу бритвы Оккама

Как сказано в Концепции Министерства национальной экономики РК, основными целями объединения налогового и таможенного органов в Казахстане были улучшение администрирования государственных доходов, снижение нагрузки на бизнес и расходов государства, а также повышение эффективности государственных услуг. Достичь поставленных целей не позволяет имеющаяся в настоящее время нескоординированность бизнес-процессов внутри одного государственного органа из-за различий в процедурах налогового и таможенного администрирования, основанных на разной нормативной базе. Г-н Ергожин пояснил, что расхождения имеются в порядке учета, взимания, проведения контроля, апелляций, оказания услуг и пр. Этим и обусловлена необходимость объединения Налогового и Таможенного кодексов.

Кроме того, глава КГД заявил, что комитетом был проведен анализ существующего порядка администрирования и сделан вывод, что из него можно безболезненно удалить 30% бизнес-процессов и до 50% оптимизировать.

Одно вылечим, другое покалечим?

Необходимо особо отметить, что объединение кодексов может серьезно затронуть недропользователей, добывающих твердые полезные ископаемые, что неизбежно вызывает их обеспокоенность. Так накануне круглого стола в Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) было проведено совещание по обсуждению проекта Концепции объединенного кодекса. Его участники были озабочены возможными рисками переноса нагрузки отменяемых налогов на другие инструменты налогообложения. Так заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов отметил, что отмена налога на сверхприбыль может привести к увеличению налога на добычу полезных ископаемых и переводу части нагрузки на налог с продаж.

«При изучении возможности введения налога на сверхприбыль с 2009 года, он не рассматривался в качестве механизма дополнительной финансовой нагрузки на недропользователя. Механизм был призван стимулировать предприятия к производству продукции более высоких переделов и обеспечить справедливый баланс между недропользователями и государством при различной конъюнктуре цен. Перенос налоговой нагрузки по налогу на сверхприбыль в условиях, когда в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, из 150 предприятий горно-металлургического комплекса только семь его уплачивают, может привести к увеличению совокупной налоговой нагрузки на отрасль. Поэтому мы считаем, что налог на сверхприбыль следует отменять без привязки к каким-либо дополнительным условиям об увеличении налоговой нагрузки по другим налогам», – говорит представитель АГМП.

Ергожин в свою очередь так прокомментировал данные перспективы: «Существуют значительные различия в условиях разработки месторождений и переработки полезных ископаемых, сейчас на практике недропользователи горнорудного сектора преимущественно осуществляют полный цикл работ от добычи и контрактной деятельности до последующей металлургической переработки добытого сырья. При этом доход по контрактной деятельности определяется как себестоимость, увеличенная на 20%, соответственно, рентабельность по контрактной деятельности не достигает 25% и налог на сверхприбыль не возникает».

Председатель КГД также рассказал о том, что в ведомстве думают над тем, как дифференцировать подход к налогообложению углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, в том числе урана, по всем специальным налогам и платежам недропользователей. Он также отметил, что существует возможность рассмотрения следующей перспективы: «Для твердых полезных ископаемых отменить налог на сверхприбыль с переносом налоговой нагрузки на другие виды налогов полезных ископаемых, а для углеводородного сырья сохранить текущий налоговой режим, предусматривающий уплату, в том числе, платежа по возмещению исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых, налога на сверхприбыль, рентного налога на экспорт и подписного бонуса. И посмотреть изменение границ контрактной деятельности».

Разделяй и властвуй

В связи с этим, в проекте Единого кодекса рассматривается возможность законодательного установления более детального порядка ведения раздельного налогового учета между контрактной и внеконтрактной деятельностями. «Это определение себестоимости, распределение доходов и расходов между контрактной и внеконтрактной деятельностями, определение уполномоченным органом границы добычи и первичной переработки», – добавил глава КГД.

По его словам, в комитете также обсуждается вопрос исключения бонуса коммерческого обнаружения с переносом нагрузки на налог на добычу полезных ископаемых, поскольку бонус коммерческого обнаружения по своей сути является авансовым платежом за добычу полезных ископаемых и, как выразился Ергожин, «тем самым выполняет функцию такого наказания за успех». АГМП данное нововведение поддерживают, однако, по словам г-на Кононова, концепция разрабатываемого в настоящее время Кодекса «О недрах и недропользовании» не предполагает введение какого-либо заменяющего сбора для недропользователей вместо бонуса коммерческого обнаружения.

И НДС превращается… в налог с продаж!

Обсуждая перспективу объединения двух кодексов, представители горно-металлургических компаний поддержали данную инициативу, но призвали учитывать крайне тяжелое положение, в котором в настоящее время находится горно-металлургическая отрасль и вся экономика.

Как отметили в АГМП, самым обсуждаемым вопросом на встрече стал возможный переход с НДС на налог с продаж. «Мы считаем, что нужно предельно аккуратно реформировать механизм НДС. Бизнес нуждается в гарантиях, что накопленный годами НДС будет ему возвращен государством. В целом мы приветствуем предложение МНЭ РК о необходимости совершенствования администрирования НДС и готовы к дальнейшему обсуждению возможных путей решения этой задачи», – заявил на этот счет г-н Кононов.

По словам представителя АГМП, практически все участники отрасли едины во мнении, что в случае введения налога с продаж он должен возвращаться экспортерам. «Что касается предложений относительно введения налога с продаж, то, на наш взгляд, для того, чтобы рассматривать его в качестве альтернативы НДС, при условии не повышения налоговой и финансовой нагрузки на предприятия, необходимо изменение некоторых принципиальных подходов к его взиманию. К примеру, мы хотели бы предложить рассмотреть возможность возврата налога с продаж экспортерам, в случае его введения. Вообще, согласно предварительным расчетам о возможном влиянии налога с продаж на экономику предприятий, нами было установлено, что данный налог, в том виде, в котором он был представлен в проекте Концепции, приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки и снижению рентабельности предприятий. Отсутствие механизма зачета и невозврат налога с продаж при экспорте будут способствовать существенному удорожанию себестоимости производимой продукции, а, следовательно, потере конкурентоспособности наших предприятий на мировом рынке», – делится мнением Максим Кононов.

Необходимо также отметить, что по вопросу накопленного дебетового сальдо по НДС проектом Концепции объединенного кодекса предлагается предоставить право отнести на вычеты по корпоративному подоходному налогу суммы превышения НДС, не связанные с экспортом, а также провести списание сумм превышения НДС по снятым более 5 лет назад с учета по НДС налогоплательщикам. В АГМП рассказали, что данная поправка вызывает особую озабоченность компаний горно-металлургического комплекса.

«Здесь мы хотели бы, чтобы в проекте Концепции было внесено уточнение, что суммы превышения НДС, сложившиеся в том числе до начала экспорта, включая накопленный в период подготовки месторождения к добыче и строительства перерабатывающих мощностей, возвращаются налогоплательщику в полном объеме. Кроме того, мы считаем необходимым внести более точную формулировку реформы, предусматривающей списание каких-либо сумм налога. Такая реформа не должна касаться списания сумм превышения НДС у недропользователей, поставщики которого были сняты с учета более 5 лет», – комментирует представитель АГМП.

В целом же, по мнению представителей горно-металлургической отрасли, сохранение общей нагрузки в отраслевом разрезе, заявленное в качестве основного принципа при разработке проекта Концепции объединенного кодекса, требует дополнительного осмысления. «На наш взгляд, действующие Правила расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика не позволяют провести справедливую оценку налоговой нагрузки на предприятия горно-металлургического комплекса, поскольку не учитывают целый ряд существующих обязательных платежей недропользователей», – говорит Кононов. Кстати говоря, в настоящее время Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий занимается расчетом объективной налоговой нагрузки на отрасль. Готовые расчеты будут представлены в Министерство национальной экономики РК.