ФНБ «Самрук-Казына» тормозит структурные реформы в Казахстане
Дела и слова нашего фонда национального благосостояния показывают, что он не станет флагманом структурных реформ в Казахстане. А ведь результаты таких реформ практически целиком зависят от того, насколько серьезной будет трансформация самого фонда.
Начну с недавнего факта, показывающего, что реформы в «Самрук-Казана» идут только на словах.
Действия КазМунайГаз противоречат программе трансформации
В ноябре 2015 года на расширенном заседании правительства с участием президента глава Национальной компания «КазМунайГаз» (НК КМГ) Сауат Мынбаев сказал, что "на внутренний рынок РД КМГ поставляет нефть ниже себестоимости. У меня по этому поводу предарбитражное разбирательство с миноритариями РД. При проспекте эмиссии написано, что я на внутренний рынок могу поставлять себестоимость плюс 3%".
В конце февраля этого года АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ) выпустила пресс-релиз, где более подробно описало проблемную ситуацию с поставками нефти на внутренний рынок. В нем в частности говорится, что компания осуществляет поставки на внутренний рынок в рамках объемов, отраженных в Проспекте IPO. В течение всего 2015 года они осуществлялись ниже себестоимости и при этом цены таких поставок на внутренний рынок не были одобрены независимыми директорами РД КМГ.
Арбитражное разбирательство миноритариев с РД КМГ и отсутствие ободрения цен со стороны независимых директоров этой компании говорит о том, что в ФНБ «Самрук-Казына» в целом существуют фундаментальные проблемы, которые противоречат программе трансформации АО «Самрук-Казына», утвержденной еще в сентябре 2014 года.
Например. Одним из главнейших направлений в рамках программы трансформации является повышение эффективности корпоративного управления как внутри холдинга, так и по его взаимодействию с государственными органами. Помимо этого фонд планировал усилить советы директоров своих компаний, привлекая в них глобальных экспертов и обеспечив их полнотой власти принятия решений.
О какой эффективности корпоративного управления может идти речь, когда флагман нефтедобычи Казахстана, чьи акции торгуются на международных биржах, без зазрения совести позволяет себе нарушать права частных акционеров – миноритариев и игнорировать мнение независимых директоров, чью роль он собирался усилить?! Что называется – риторический вопрос.
Другой важнейшей задачей программы трансформации является повышение рыночной стоимости компаний, входящих в ФНБ «Самрук-Казына». Здесь возникает следующий серьезный вопрос. О каком повышении рыночной стоимости идет речь, когда правительство заставляет «коммерческое» предприятие продавать свою продукцию на внутренний рынок по цене ниже себестоимости?! При этом поставки РД КМГ на внутренний рынок растут в ущерб экспорту.
И это не единичные случаи того, что ФНБ «Самрук-Казына» действует в противоречии со своими собственными задачами и структурными реформами, которые должно проводить правительство. Если посмотреть финансовую отчетность фонда за 9 месяцев 2015 года, то вы легко сможете найти множество доказательств этого. Например, ФНБ постоянно нарушает законодательный принцип YellowPagesRule, который означает сворачивание госкомпаний во всех сферах, где может существовать частный бизнес. Правительство продолжает активно использовать Самрук-Казына для скрытых от парламента бюджетных расходов. И такие примеры можно еще продолжать.
То есть уже прошло полтора года с момента утверждения программы трансформации ФНБ «Самрук-Казына», а действия фонда продолжают коренным образом противоречить ей. Хуже того судя по последним заявлениям руководителей фонда, никаких серьезных преобразований фонда не предвидится.
В ФНБ «Самрук-Казына» ничего принципиально не поменяется
В конце прошлой недели в Алматы некоторые члены правления «Самрук-Казына» провели неформальный пресс-ланч с главными редакторами основных экономических СМИ, а также с известными экспертами, пишущими на финансово-экономические темы. На удивление, пресса не уделила этому событию большого внимания. Пару интернет изданий без своих комментарий процитировали некоторые заявления представителей ФНБ. Эксперты на своих страницах в целом заключили, что, кроме косметических, никаких изменений к лучшему в деятельности Фонда ждать не стоит.
Давайте посмотрим на некоторые заявления, сделанные руководителями ФНБ, на этой встрече.
Первое, что мне не понравилось — у фонда останутся инвестиционные программы, которые представляют важный интерес для государства и в основном финансируются за счет дополнительных ресурсов, в том числе из ЕНПФ и Национального фонда. То есть государство и дальше будет спускать сверху вниз проекты, экономическая целесообразность которых не очевидна. Здесь, по всей видимости, идет речь об индустриальных проектах, которые до сегодняшнего дня являлись образцом неэффективного использования государственных денег.
Помимо этого удивило заявление, что если государство решит, что в «Самрук-Казына» необходимо реализовать какой-то проект, который имеет социальное значение и разрушает стоимость госкомпании (со слов представителя фонда), то фонд все равно будет вынужден исполнять такой проект, даже если правительство не будет финансировать его. То есть практика, скрываемых от парламента государственных расходов, будет продолжена.
Также из заявлений руководителей ФНБ уже звучит явное противодействие поручению президента по снижению доли государства в экономике. Напомню, что еще в феврале 2014 года глава государства поручил — до 2020 года доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР — 15% от ВВП. По расчетам Минфина, чтобы выполнить это поручение необходимо сократить долю государства в капитале ФНБ «Самрук-Казына» как минимум в три раза.
Кроме этого поручения президента, его официальным указом (по поводу Международного финансового центра в Астане) было установлено, что на IPO должны быть выставлены доли в размере не менее 25% от акций наиболее инвестиционно-привлекательных госкомпаний. Теперь представители фонда уже озвучивают альтернативный взгляд, согласно которому инвесторам будет предложено не более 25%. То есть уже сейчас становится понятно, что поручение президента не будет выполнено.
Кстати, здесь возникает другой риторический вопрос. Как ФНБ собирается привлекать инвесторов на IPO наиболее инвестиционно-привлекательных госкомпаний, если он сегодня нарушает права тех же самых инвесторов – миноритариев в РД КМГ?!
Как изменить ситуацию в ФНБ «Самрук-Казына»?
Необходимо провести реальную трансформацию этого госхолдинга, так чтобы он по-настоящему стал похож на образцовый сингапурский фонд – Temasek Holdings.
Главное отличие Temasek Holdings от Самрук-Казына в том, что он полностью независим от правительства Сингапура. Совет директоров Temasek Holdings состоит из 9 членов, из которых 8 являются независимым директорами. Каждый такой директор, по-настоящему независим от правительства и имеет большой опыт управления бизнесом или портфелем инвестиций в частном секторе. Именно независимый совет директоров, а не правительство утверждает стратегию фонда, назначает председателя правления, и принимает решения по всем остальным стратегическим вопросам. При такой структуре управления правительство Сингапура не может использовать фонд в своих целях, так как это происходит у нас.
Уже очень давно правительство Сингапура не вкладывало денег в капитал Temasek Holdings и никогда не кредитовало его по субсидированным ставкам. Фонд получает деньги только на фондовом рынке по рыночным ставкам. Temasek Holdings не участвует в правительственных программах индустриализации и диверсификации или развития МСБ и другого частного бизнеса. Этим в Сингапуре (как это и должно быть) занимаются институты развития, аналогичные нашему НУХ «Байтерек». Фонд, ни под каким видом, не участвует в социальных программах правительства (это всё проходит только через госбюджет).
Исходя из опыта Temasek Holdings, предлагается — сделать ФНБ «Самрук-Казына» таким же полностью независимым от правительства. Председатель правления самого ФНБ и других нацхолдингов внутри него должны назначаться независимым советом директоров на основании аналогичного опыта работы в частном секторе.
Правительство должно прекратить финансировать «Самрук-Казына» в любой форме. Если же будет очень трудно найти достаточное финансирование в тенге на фондовом рынке, то правительство может профинансировать ФНБ только через биржу, только по рыночным ставкам, и только при участии других инвесторов.
Перед новым руководством ФНБ «Самрук-Казына» должна быть поставлена жесткая задача по продаже активов в соответствии с программой приватизации. Все деньги, полученные от приватизации, должны немедленно выводиться из ФНБ в виде дивидендов и поступать напрямую в Нацфонд. Из Нацфонда приватизационные деньги могут идти только в бюджет, на цели согласно утверждённой экономической политике.
Если Самрук-Казына сможет снизить свой капитал до 2020 года хотя бы на половину, то половина капитала на сегодня это примерно 14 млрд долларов. Даже если из-за низких цен государство получит хотя бы половину этой суммы, то её все равно будет вполне достаточно, чтобы в кризисное время снизить налоговую нагрузку для стимулирования роста экономики и частного бизнеса.
Социальные и имиджевые государственные проекты, а также инфраструктурные проекты, не приносящие прибыли по своей природе, должны быть выкуплены из ФНБ госбюджетом.
Все проекты, связанные с индустриализацией (даже незавершённые), должны продаваться частным инвесторам даже в убыток. Если нет частных инвесторов, то такие индустриальные проекты надо просто ликвидировать.
НУХ «Байтерек» или другие институты развития не должны участвовать в покупке индустриальных проектов из «Самрук-Казына», если в нем не будет контрольного владения частного инвестора. В целом, с точки зрения снижения участия государства в управлении бизнес активами, очень важно пересмотреть принципы работы институтов развития таких как — «Байтерек» и «Казагро».
* Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ответственность за публикацию несет автор.