Чистый вывоз частного капитала в Казахстане за первые 9 месяцев 2015 года составил $4 178 млн. Об этом говорится в Платежном балансе страны, опубликованном на сайте Национального банка. Однако эксперты не спешат связывать этот показатель с явным «бегством капитала» из страны, хотя и ожидают дальнейшего оттока инвестиций в связи с ухудшением общей ситуации в экономике.
За 2014 год наблюдался чистый ввоз, однако в размере всего $390 млн. Если смотреть поквартальную динамику, то виден чистый вывоз капитала (минус 3 344 млн в первом квартале и минус 2 460 в четвертом квартале 2014 года).
В целом, начиная с 2007 года, в статье «Чистый ввоз/вывоз капитала» присутствуют положительные показатели. Но если проанализировать статью «Ошибки и пропуски», которая, как правило, демонстрирует динамику капитала без учета банковского сектора и «других секторов», то видно, что начиная с 2011 года наблюдаются отрицательные данные.
Формально эта статья измеряет разницу между суммой текущего, капитального и финансового счетов и изменениями в валютных резервах.
По словам управляющего партнера Tengri Partners Ануара Ушбаева, согласно руководству МВФ по платежному балансу, положительное значение этой статьи («Ошибки и пропуски») означает, что сумма текущего, финансового и капитального счетов занижена, а отрицательное – наоборот. Говоря простым языком, продолжительное появление большой отрицательной суммы в этой статье с большой вероятностью указывает на систематический незафиксированный полет капиталов – либо за пределы страны, либо в теневую экономику.
Так, согласно этой статье за 9 месяцев 2015 года вывоз капитала составил $4 330 млн. За
2014 год – минус $8 566 млн., в 2011 – минус $399 млн., в 2012 — минус $1 060 млн, в 2013 – минус $3 535 млн.
При этом в 2007, 2009, 2010 годах были положительные показатели, то есть ввоз капитала. В 2007- плюс $3 314 млн., в 2009 – плюс $2 639 млн., в 2010 – плюс $6 054 млн.
По словам председателя правления «BRB Invest» Галима Хусаинова нужен более глубокий анализ, чтобы понять что это и каковы причины. Скорее всего, в большей степени это связано с тем, что те иностранные инвесторы, которые вложили денежные средства до 2009 года, начали их получать обратно, например, те, кто вложил в банковский сектор. Также, до 2009 года были достаточно большие вложения в недропользование, однако с изменением законодательства, вложения в эту отрасль стали затруднительны, поэтому приток денег начал уменьшаться в эту индустрию, а с падением цен на нефть, практически прекратился.
«Поэтому, те деньги, которые вложили в тучные годы, сейчас возвращаются, а новые не поступают, отсюда и возникает отрицательное сальдо», — говорит Галим Хусаинов.
По его мнению, показатель в 4,3 млрд долларов США — это не большая цифра, и в 2016 году он ожидает, что он будет больше.
Директор аналитического департамента «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов считает вывоз капитала следствием профицита внешней торговли, когда страна получает денег больше, чем ввозит импорта. Остальные оттекают в виде экспорта теперь уже капитала. Напомним, что объем импорта упал на 27%, экспорт — на 43% за 2015 год.
«Но не стоит отчаиваться, вывоз капитала не вечен. Длительное время Казахстан показывал плюс во внешнеторговом сальдо, отсюда переток капитала вовне, но в последнем отчётном году профицит внешней торговли составил всего $15,5 млрд. Конечно, оттекает он медленно и неохотно ($4,3 млрд за 9 месяцев 2015-го года), потому что у Казахстана очень перспективная экономика. Значит, тенденция будет максимум на несколько лет. По крайней мере, именно так обстоят дела в России», — считает Михаил Крылов.
При этом он не связывает отток капитала с закрытием бизнеса в Казахстане, и называет это мнение «полной чушью». Но то, что казахстанские предприниматели стали больше открывать счетов за рубежом – это вполне вероятно.
«Да, у кого есть деньги, стараются все же вложить их в долларовые активы», — говорит он.
Аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич считает, что сложившуюся ситуацию можно назвать «бегством капитала». При этом основной причиной подобной динамики выступают опасения относительно состояния экономики и национальной валюты. Ее обесценивание ведет к тому, что активы, номинированные в тенге, дешевеют. Плюс к этому, сложная экономическая ситуация ведет к негативным ожиданиям относительно показателей казахстанских компаний, что также не способствует спросу на эти активы и их росту в цене.
«В результате, частный капитал предпочитает искать более спокойные страны и более надежные инструменты. При этом в 4-м квартале скорость оттока капитала из страны может увеличится, в результате чего по итогам 2015 года объем вывода может превысить 6 млрд. долларов», — полагает эксперт.
Однако старший аналитический обозреватель MFX Broker Роберт Новак считает, что ставить знак равенства между вывозом и бегством капитала из страны не совсем корректно.
«Термин «бегство капитала» имеет оценочный характер, обычно его используют, когда хотят подчеркнуть стихийный, резкий, внезапный вывоз капитала, спровоцированный чрезвычайными экономическими или политическими обстоятельствами. В случае с Казахстаном, наверное, все-таки следует говорить о вывозе капитала, а не о его бегстве», — комментирует Роберт Новак.
Он подчеркивает, что согласно данным Нацбанка, в период с 2007 по 2014 год включительно имел место чистый ввоз капитала – правда, в 2014 году он составил всего $390 млн (ввоз капитала в банковском секторе был практически полностью компенсирован его вывозом в других секторах экономики). Так что, скорее всего, в 2015 году впервые за эти годы Казахстан столкнется с чистым вывозом капитала.
По словам Роберта Новака, в этом отношении Казахстан не стал исключением среди других развивающихся рынков. В 2014-2015 годах в целом отмечался глобальный отток капиталов с развивающихся рынков в развитые экономики — в связи с падением цен на сырьевые ресурсы, девальвацией национальных валют развивающихся стран, падением темпов роста их экономик и другими негативными факторами. Так, в России в 2013 году вывоз капитала составил $61,6 млрд., в 2014-м — $153 млрд., в 2015-м, по предварительной оценке Центрального Банка РФ, $56,9 млрд.
«По итогам всего 2015 года вывоз капитала из Казахстана может составить $5,5 – 6 млрд., что, учитывая размер казахстанской экономики, будет примерно эквивалентно тому отношению объема вывоза капитала к ВВП, который имел место в Российской Федерации», — заключил экономист.