Индексация тарифов на поддержку возобновляемых источников энергии (ВИЭ) с привязкой к доллару ухудшит конкурентоспособность продукции горно-металлургических предприятий, потребляющих до 60-70% электроэнергии в стране, на мировых рынках, а также повысит финансовую нагрузку на граждан, чьи доходы не индексируются по отношению к курсу доллара, считают в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП).
24 марта в Сенате Парламента были приняты поправки в законодательство, предусматривающие государственное обязательство по индексации тарифов на электроэнергию, вырабатываемую ВИЭ, с учетом изменения обменного курса национальной валюты к доллару. Но в АГМП придерживаются мнения, что с точки зрения национальной экономики такая привязка к доллару не обоснована, а также противоречит проводимой в РК политике дедолларизации.
При этом, когда в июне прошлого года еще только предлагалось пересматривать тарифы на закуп электроэнергии у ВИЭ, директор департамента по возобновляемым источникам энергии Министерства энергетики РК Айнур Соспанова говорила о том, что привязки тарифных уровней ВИЭ к доллару в законодательстве не намечается из-за общего курса страны на дедолларизацию экономики.
Кроме того, в действующем законодательстве (Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии») уже имеется норма, предусматривающая ежегодную индексацию утвержденных фиксированных тарифов с учетом инфляции. Первая подобная индексация была проведена только в прошлом году.
Заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов отметил тот факт, что одобренная правка затрагивает интересы всех потребителей электроэнергии (крупный бизнес, МСБ, население), поскольку субсидирование ВИЭ в Казахстане осуществляется через тариф на каждый киловатт-час электроэнергии, потребленной организациями или физическими лицами.
«Как известно, электроэнергия, вырабатываемая возобновляемыми источниками энергии в стране, в обязательном порядке закупается у инвесторов в ВИЭ со стороны расчетно-финансового центра (РФЦ) при KEGOC», – говорит Кононов. – «Причем, механизм тарифообразования ВИЭ непрозрачен и не привязан к инвестиционным затратам. Сейчас для ветровых станций он составляет 22,68 тенге за кВтч, для солнечных электростанций – 34,61 тенге за кВтч, для малых ГЭС – 16,71 тенге за кВтч, для биогазовых установок – 32,23 тенге за кВтч. После валютной индексации мы ожидаем, что тарифы на ВИЭ могут достигнуть уровней в 60-100 тенге за кВтч по разным видам «зеленой» электроэнергетики. Это при том, что средневзвешенный тариф на электроэнергию угольной генерации по стране сейчас в несколько раз меньше, чем средний тариф от ВИЭ, а производители традиционной электроэнергии должны дотировать дорогие «зеленые» тарифы через механизм закупа РФЦ с учетом их рыночной доли».
Для сравнения, во всем мире разница между стоимостью генерации электроэнергии возобновляемыми и традиционными источниками не превышает 2-3 раза, что в некоторых случаях обуславливает определенную экономическую целесообразность использования ВИЭ в качестве альтернативы. Однако в Казахстане в случае принятия обсуждаемых нововведений данная разница, по данным АГМП, может возрасти более чем в 10 раз.
«Понятное дело, любую внушительную индексацию тарифов ВИЭ они (производители – «Къ») будут перекладывать себе в стоимость и далее в тарифной цепочке промышленным потребителям и физическим лицам. Это означает, что тарифы на электричество, получаемое предприятиями и населением, значительно возрастут после валютной индексации ВИЭ», – предупреждает Кононов.
Так, по расчетам АГМП, в 2020 г. расходы на поддержку ВИЭ составят в среднем 1,77 тенге с каждого кВтч, потребляемого в Казахстане, из которых 0,70 тенге за кВтч будет приходиться на влияние курсовой индексации. Это в то время как по итогам декабря 2015 г. расходы на ВИЭ для потребителей составляли 0,09 тенге/кВтч. Однако некоторые специалисты считают, что фактические расходы на ВИЭ в 2020 г. будут даже выше прогноза и составят более 2 тенге в каждом кВтч.
«Между тем, затраты потребителей на покупку «зеленой» электроэнергии в 2020 г. могут составить 174 млрд тенге, в том числе за счет индексации по курсу – 69 млрд тенге, а всего за предстоящие 5 лет – 512 млрд тенге и 193 млрд тенге соответственно», – делится прогнозами представитель АГМП.
«Это при том, что в стране сейчас накоплен профицит электрических мощностей в размере 4 тысяч мегаватт, а доля ВИЭ вырастет до 4% в 2019 г. вместо запланированных 3% в 2020 г., то есть можно сказать, что развитие ВИЭ в Казахстане и без того идет опережающими темпами», – добавляет Кононов.
Однако, выступая в Сенате Парламента на прошлой неделе на расширенном заседании комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий, вице-министр энергетики РК Асет Магауов отметил, что выполнение данного индикатора находится под угрозой в связи с переходом на плавающий курс тенге. По его словам, в связи с существенным изменением состояния экономики в стране, развивать проекты зеленой экономики стало бесперспективно.
В этой связи и было предложено проводить ежегодную индексацию тарифов с учетом изменения обменного курса тенге к иностранным валютам. «Данная норма в законодательстве позволит проводить определенную индексацию этих тарифов. Здесь будет разработан соответствующий порядок, который будет согласован с Министерством национальной экономики, чтобы все затраты зависели не только от прямого курса доллара, но и от структуры затрат. То есть, какая валютная составляющая затрат, насколько оправданы представленные расчеты – этот порядок будет разработан и по нему компании будут работать. Мы считаем, что данные изменения позволят стимулировать привлечение инвестиций», – заявил Магауов.
Аналогичного мнения придерживаются и в Ассоциации возобновляемой энергии РК. «Мы считаем, что принятие в текущей версии индексации тарифов на изменение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте позволит привлечь значительные иностранные инвестиции, а также быть стране в числе мировых лидеров. Многие крупные развитые и нефтедобывающие страны уже объявили о стратегическом развитии ВИЭ. Надо понимать, что без поддержки со стороны государства данную отрасль не поставить на ноги. Мы следуем примерам развитых стран, где принимались подобные меры по поддержке: США, Германия, Япония, Дания, Швеция, Великобритания, и другие», – сказал Арман Кашкинбеков, заместитель генерального директора ассоциации.