Бозшаколь – в ожидании восстановления рынка
Группа KAZ Minerals заключила с китайскими медеплавильными заводами годовые контракты на поставку медного концентрата с Бозшаколя. Но эксперты полагают, что в 2016 г. успех запуска проекта будет нивелирован низкой ценой на медь и существующей долговой нагрузкой, а рост импорта меди Китаем вновь сократится.
Бозшакольский ГОК наконец начал приносить Группе KAZ Minerals первые плоды. Добыча руды на месторождении началась в сентябре 2015 г., в феврале 2016 г. был произведен первый медный концентрат, а его первая партия была экспортирована на медеплавильный завод в Китае в марте. Отгружено было 2,23 тыс. тонн (43 вагона), в конце апреля уже ожидается отправка следующих 40 вагонов.
Как отметили в компании, на реализацию концентрата с Бозшаколя Группой были заключены годовые контракты с китайскими заводами. При этом привлекательность Бозшакольской меди в концентрате для китайских медеплавильных заводов обусловлена высоким содержанием в ней серы, что отвечает требованиям китайской технологии плавления, а также тем фактом, что концентрат является «чистым» — опасные примеси, такие как иридий или мышьяк, в концентрате либо отсутствуют, либо их содержание невелико. Планируется, что в этом году Бозшакольский ГОК произведет 45-65 тыс. тонн меди в катодном эквиваленте, а уже в следующем году выйдет на проектную мощность с производством 20 вагонов медного концентрата в день.
Вместе с тем, учитывая текущую рыночную конъюнктуру, некоторые эксперты считают, что вследствие сохраняющейся тенденции капитальных затрат, направленных на поддержание Бозшаколя и Актогая, в Группе сохраняются риски высокой долговой нагрузки. Например, аналитики АО «Сентрас Секьюритиз» отмечают: «Считаем, что запуск проектов роста Бозшаколь и Актогай и получение коммерческой выручки будут в текущем году нивелированы низкой ценой на медь и существующей долговой нагрузкой. Исходя из этого, основным фактором мы выделяем цену на медь, которая за 2015 г. подешевела более чем на 20%. В связи с продолжающимся замедлением экономического роста в Китае, мы не предвидим роста медных котировок в течение года».
Аналогичного мнения придерживаются и в Goldman Sachs, считая, что «медведи» на рынке меди останутся вплоть до 2018 г., а Barclays прогнозируют дальнейшее снижение цены на металл до $4 тыс. за тонну. Однако аналитики Deloitte полагают, что несмотря на то что снижающийся спрос со стороны китайской экономики отчасти стал причиной медленных темпов восстановления на рынке меди, при таком сценарии добывающим компаниям необходимо как можно раньше подготовиться к восстановлению рынка.
То есть можно сказать, что, несмотря на низкую цену на медь, договоренность Группы KAZ Minerals с китайскими предприятиями, а также дальнейшее развитие проектов роста Бозшаколь и Актогай являются весомым подспорьем Группы в ожидании восстановления рынка. Напомним, в 2015 г. из-за снижения цен на металлы доходы Группы KAZ Minerals от реализации сократились до $665 млн. по сравнению с $846 млн. в 2014 г.
«Медь была и остается ключевым сырьем для крупнейших развивающихся стран мира, включая Китай. Снижение качества руды, упорно сохраняющийся высокий уровень расходов, сокращение объема предложения и нехватка капитала для финансирования дальнейшего развития и геологоразведочных операций – все это говорит о необходимости корректировки цены в среднесрочной перспективе, особенно если учесть запланированную реализацию глобальных инфраструктурных проектов», — говорится в глобальном отчете Deloitte «Тенденции развития – 2016».
Возрастающая значимость меди подтверждается и действиями крупнейших мировых компаний металлургического сектора. Так, например, гигант Anglo American заявил о своем намерении продать все активы, кроме алмазных, платиновых и медных проектов, аргументировав решение тем, что это важнейшие активы мирового уровня, на которых построена вся медная стратегия компании. А одна из крупнейших в мире горнодобывающих компаний BHP Billiton направила на инвестиции в добычу меди $10 млрд за счет сокращения дивидендов и капитальных расходов, сместив фокус концерна с железной руды.
Причину данной концентрации промышленных гигантов на меди некоторые аналитики видят в том, что к концу текущего десятилетия мир может столкнуться с серьезным дефицитом данного металла. Но пока же ведущие мировые производители не намерены сокращать объемы производства меди, что служит одной из причин сохранения цен на данный металл на низком уровне. Впрочем, некоторые эксперты увязывают продолжающееся увеличение добычи именно с плавным ростом спроса.
Отметим, что по данным Главного таможенного управления КНР, в марте Китай увеличил импорт меди и медной продукции на 36% по сравнению с февралем – до рекордных 570 тыс. тонн, тем самым спровоцировав рост цен на медь до максимума с 1 апреля 2016 г. На Лондонской бирже металлов стоимость меди подскочила до $4 855 за тонну – на 1,9%. Однако аналитики сходятся во мнении, что это не более чем сезонное увеличение спроса и в апреле импорт меди Китаем сократится. Участники рынка также сомневаются в том, что рост импорта станет долговременным явлением, учитывая низкий уровень потребления меди КНР.
Медное месторождение, расположеное в Павлодарской области близ села Торт-Кудук. Является одним из крупнейших в мире неосвоенных месторождений, а также крупнейшим горнорудным проектом на постсоветском пространстве (по объему добычи и по масштабам). Один из объектов Карты индустриализации Казахстана. Во времена Советского Союза вопрос его освоения поднимался как минимум 4 раза, однако невысокое среднее содержание меди в руде (0,36%) на тот момент делало разработку нерентабельной.
Минеральные ресурсы Бозшаколя оцениваются в размере 1,17 млрд тонн руды. Также на месторождении добывается попутная продукция в виде золота и молибдена. Разработка месторождения ведется с нуля. Строительство рудника началось в 2012 г. Срок эксплуатации – более 40 лет.